mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Музей Мирового океана - Подводная лодка "Б-413" - отчёт.

Сегодня мы начнем рассказывать вам об огромном и замечательном музее в Калининграде.  Это целый музейный город, рассказывающий о море и океане, о науке и труде простых моряков, который называется Музей Мирового Океана. Его стоит посетить любому, кто приезжает в этот город отдохнуть. Здесь вы сможете увидеть достижения советской науки в изучении глубин океана и космоса. Более 50 судов разных классов находится в фондах музея. Но начнем мы с военного корабля покорителя глубин и защитника рубежей нашей Родины.
Подводная лодка «Б-413» проекта 641.

Подводная лодка «Б-413» проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) – это единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность также состоит и в том, что она сохранена в первозданном виде.
Подводная лодка «Б-413» проекта 641

Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок. Проект был признан удачным. Было построено 75 кораблей, в том числе 17 на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы.
Подводная лодка «Б-413» проекта 641

Б-413 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. В 1969—1990 годах несла боевую службу в составе 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводной лодки Краснознамённого Северного флота, с 1990 года переведена в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота. С 2000 года экспонируется у причала Музея Мирового океана (город Калининград).
Подводная лодка имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке - каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз; в седьмом отсеке - койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.

Главные измерения:
- длина - 91,3 м;
- ширина - 8,5 м;
- осадка - 5 м;
- автономность плавания - 90 суток;
- дальность плавания экономической надводной скоростью 8 узлов - 30 000 миль;
- экипаж - 80 человек: офицеры - 13, мичманы - 11, старшины - 16, рядовые - 40.

Водоизмещение:
- надводное положение - 1945 т;
- подводное положение - 2472 т.

Глубина погружения:
- предельная - 400 м;
- рабочая - 250 м;
- перископная - 9 м.

Скорость максимальная:
- надводное положение -16,8 узлов;
- подводное положение - 16 узлов.

Вооружение:
- шесть 533 мм носовых торпедных аппаратов;
- четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата.

Боезапас:
- торпедный вариант загрузки - 22 торпеды;
- минный вариант загрузки - 22 мины и 12 торпед;
- глубина стрельбы - до 100 м.

28 июня 1968 года заложена на эллинге Ново-Адмиралтейского судостроительного завода в городе Ленинграде как большая подводная лодка. 7 октября 1968 года спущена на воду, после чего переведена по внутренним водным системам в город Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, 24 ноября на Б-413 был поднят военно-морской флаг СССР, а 8 января 1969 года вошла в состав Северного флота и зачислена в состав 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводной лодки Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный.
Рубка подводной лодки "Б-413". Фото с сайта музея.

Из ограждения рубки выступают выдвижные устройства:
1-перископ атаки, 2-зенитный перископ, 3-устройство РДП (работа дизеля под водой), 4-ПМУ АП СОРС «Накат», 5-ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса», 6-ПМУ АП РАС «Флаг», 7-ПМУ ВАН, 8-газовыхлоп, 9-ПМУ «Ива-МВ»


В 1977 году несла боевую службу в Норвежском и Баренцевом морях, по окончании которой перешла в город Кронштадт для прохождения ремонта. С 10 ноября 1977 года по 9 июня 1980 года проходила капитальный ремонт на КМОЛЗ в Кронштадте (на время ремонта входила в состав 10-го ДнРПЛ ЛенВМБ), по окончании которого в 1980 году включена в состав 161-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный.
5 сентября 1981 года на Б-413 произошла нештатная ситуация: в результате невязки в 1,5 мили и неисправности эхолота, подводная лодка задела неизвестный предмет под водой и аварийно всплыла. Позднее выяснилось, что в этом районе находилось затонувшее судно. У Б-413 оказалась повреждённой ГАС.
Вход в подводную лодку для посетителей музея.

В декабре 1997 года по инициативе директора Музея Мирового океана С. Г. Сивковой министр культуры России Н. Л. Дементьева обратилась к Председателю Правительства России В. С. Черномырдину с просьбой о безвозмездной передаче Б-413 в качестве экспоната в музей с постоянным расположением в городе Калининград. Приказом Главнокомандующего ВМФ от 3 сентября 1999 года Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ. Согласно директиве Командующего Балтийским флотом адмирала В. Г. Егорова Б-413 передислоцирована из Кронштадта в Калининград, где в конце 1999 года поставлена в док на судоремонтном заводе «Янтарь» для переоборудования под музей.

Подводная лодка "Б-413"

14 июня 2000 года отшвартовалась у музейного причала в городе Калининград, а 1 июля состоялась торжественная передача подводной лодки Балтийским флотом Музею Мирового океана. 2 июля 2000 года Б-413 открыта для посетителей как музейный экспонат.
Первый отсек. Торпедные аппараты.

В первом отсеке располагается шесть труб 533-миллиметраовых носовых торпедных аппаратов, прибор управления торпедной стрельбой, стеллажи с запасными торпедами.
Торпеда 53-65К.

Противокорабельная торпеда 53-65К официально принята на вооружение в 1969 г. Первая серийная партия в 100 торпед произведена заводом в 1970 г. и отправлена на флот. В 1970-1971 гг. при эксплуатации торпед во Владивостоке из-за конструктивной недоработки произошел взрыв торпеды с жертвами. Недостатки были исправлены и в 1972 г. серийное производство возобновлено. Торпеда отличалась простотой конструкции и низкой стоимостью при приемлемых ТТХ и массово использовалась в ВМФ СССР.
Первый отсек. Аппарат общедоступной телефонной связи.

Во втором отсеке расположены: каюты командира и офицеров, кают-компания, рубка гидроакустика, где установлены центральные приборы ГАС «Тулома», гидролокационной станции (ГЛС) «Арктика-М», рубка радиоразведчика.
Кают-компания.

Каюта капитана.

На фотографиях помещения кажутся довольно просторными. На самом деле это не так. В кровати невозможно лечь вытянувшись во весь рост, обладая хоть сколько-нибудь высоким ростом, в некоторых местах невозможно даже стоять в полный рост. Постоянно приходится думать о том, как бы не удариться обо что-нибудь головой. Только внутри подводной лодки понимаешь, каково это, находиться здесь многие дни и даже месяцы, в крошечных пространствах, постоянно в напряжении, без возможности уединиться.
Каюта офицеров.

Рубка гидроакустиков.

Третий отсек – это центральный пост. Отсек до предела насыщен приборами и устройствами, с помощью которых ведется управление движением лодки, погружением и всплытием, оружием. Сюда выходят окуляры перископов, здесь стоят индикаторы радиолокационных станций (РЛС) «Флаг», «Накат», штурманское оборудование: гирокомпас «Курс-5», лаг «ЛР-2», эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1, радиопеленгатор АРП-53.
Третий отсек.

Третий отсек. Пост управления носовыми и кормовыми горизонтальными рулями.

Третий отсек. Машинный телеграф.

Гальюн и подъем в рубку ПЛ.


Маяк Парнаса (Галина) за перископом.


Перископ.


Люк в рубку подводной лодки.

В четвертом отсеке расположены кают-компания старшин, камбуз, рубка радиосвязи, где установлены радиоприемники и радипередатчики УКВ, КВ и ДВ диапазонов, аппаратура сверхбыстродействующей связи «Акула-2ДП».
Камбуз.

В пятом отсеке находятся три дизеля 2Д42 мощностью по 1900 л.с. каждый, работающие при движении ПЛ в надводном положении и обеспечивающие скорость до 16 узлов.

В шестом отсеке установлены три электродвигателя подводного хода: два - ПГ-101, мощностью по 1350 л.с. и один - ПГ-102, мощностью 2700 л.с., а также электродвигатель экономического хода ПГ-104 мощностью 140 л.с.

Увидеть их вы сможете когда приедете в Калининград и посетите этот памятник, рассказывающий о жизни подводного флота СССР.
Койки личного состава в седьмом отсеке.

Последний, седьмой, – это кормовой торпедный отсек. Здесь установлены четыре 533-мм торпедных аппарата, прибор управления торпедной стрельбой, койки личного состава. Здесь же развернута экспозиция, посвященная трагическим страницам истории отечественного флота – гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». Флагшток с «Комсомольца», фотографии, сделанные подводными аппаратами на месте гибели лодки, фрагменты легкого и прочного корпусов «Курска» напоминают нам о трагических днях.
Флагшток атомной подводной лодки «Комсомолец».

К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (4 августа 1985)[1]. Погибла в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года. В третьем походе на борту К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили.

16 тел погибших были подняты на борт подошедших кораблей, на борту умерли ещё трое из тридцати спасённых. Тела умерших были преданы земле. Остальные 23 погибших остались в море: трое, включая командира корабля Е. А. Ванина — в ВСК, капитан 3-го ранга А. М. Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н. О. Бухникашвили — на борту корабля, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей.

12 мая 1989 года Президиум Верховного совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» орденом Красного знамени. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций.
Аварийно-спасательный люк в седьмом отсеке.

Кормовой торпедный аппарат.

Специальный гидрокостюм подводника СГП-60 с индивидуальным дыхательным аппаратом ИДА-59.

Из этого отсека посетители покидают подводную лодку-музей. В ваш приезд в Калининград посещение этого музейного объекта должен быть обязательно включен. Ведь музеефицированных подводных лодок в мире ничтожно мало. А это еще и возможность всем любознательным прикоснуться к тяжелой жизни моряков-подводников.

А чтобы вы смогли познакомиться с этим огромным музейным экспонатом без посещения Калининграда, Музей Мирового океана предлагает вам посетить 3D-тур по подводной лодке "Б-413". Но все же только побывав внутри этих тесных отсеков, можно хоть на немного прикоснуться к трудовым будням экипажа и понять всю сложность проживания здесь в течение многих дней.

Информация о подводной лодке взята с сайта Музея Мирового Океана.

Адрес: г. Калининград, набережная Петра Великого, 1.
Время работы: Ежедневно с 10:00 до 18:00. Выходной – вторник.
Стоимость билета: 200 руб. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: Кёнигсберг, ММО, Маяк_Парнаса_путешествует, интересное, не Москва, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “Маяк_Парнаса_путешествует” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments