mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

XI Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016»

ЦВЗ Манеж и Мультимедиа Арт музей, Москва представляют XI Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016».

Грациано Аричи «Венеция. Мировая культура в лицах»

Венецианец Грациано Аричи — один из выдающихся фотографов-документалистов и архивистов культуры в Италии. В 2012 году он стал первым фотографом, избранным в Ateneo Veneto, престижное культурное общество, существующее в Венеции уже 200 лет. Фотографии и репортажи Аричи публикуются ведущими международными журналами. Много путешествуя по миру, он рассказывал о самых важных и интересных событиях, происходящих в Европе. В 1989 году Аричи вел фоторепортаж о демонтаже Берлинской стены, в 1994 году — освещал изменения, происходившие в крупных художественных центрах Восточной Германии. В 1995—1996 ездил в Боснию и Хорватию, доказывая, что культура и кинематограф продолжают жить и во время войны.
Но выставка «Венеция. Мировая культура в лицах» посвящена родному городу Аричи и состоит из двух частей, представляя Аричи в двух его ипостасях — фотографа и коллекционера фотографии.

Получив образование социолога, Аричи увлекся фотографией и уже на протяжении нескольких десятилетий документирует все значительные художественные и культурные события в Венеции, в число которых, конечно, входят художественная и архитектурная биеннале. За многие годы работы у Аричи составилась целая портретная галерея самых известных художников и архитекторов, которые бывали в Венеции. Герои его фотографий — Йозеф Бойс и Харальд Зееман, Синди Шерман и Ребекка Хорн, Дэмиен Херст и Марк Куинн, Фрэнк Гери, Норман Фостер и Заха Хадид. Благодаря Грациано Аричи у нас есть фотографии легендарного «Корабля-ножа» Клааса Ольденбурга и кадры с монтажа «Красного павильона» Ильи Кабакова.
Не менее важное дело в жизни Грациано Аричи — его уникальный фотоархив, которому посвящена вторая часть выставки. Сегодня архив насчитывает около миллиона фотографий, По преимуществу это — работы неизвестных фотографов, и с особенной тщательностью Аричи собирает снимки, посвященные знаменитостям в Венеции. Здесь главенствуют звезды мирового кинематографа — Уолт Дисней, Орсон Уэллс, Хамфри Богарт, Микеланджело Антониони, Пьер Паоло Пазолини, Роми Шнайдер, Софи Лорен и Джина Лоллобриджида. Фотографии с фестивальных вечеринок соседствуют у Аричи с кадрами демонстраций протеста против Венецианского кинофестиваля. Несмотря на явное доминирование людей кинематографа, архив, собранный Аричи, сохранил для нас «венецианские» портреты Бенджамина Бриттена, Игоря Стравинского и Марии Каллас; Жана Кокто, Эрнеста Хемингуэя и Франсуазы Саган; Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Жоана Миро, Генри Мура и, конечно, могущественной покровительницы искусств Пегги Гуггенхайм.
«Фотобиеннале 2016» откроет в МАММ выставка нового Календаря Pirelli. Для работы над 43-м выпуском календаря, который за свою более, чем 50-летнюю историю успел стать культовым для зрителей и коллекционеров, была привлечена Энни Лейбовиц.
Куратор: Ольга Свиблова
При участии и поддержке Итальянского института культуры в Москве и Ahmad Tea в России

Кристина Гарсия Родеро «Открыв рот»

«Открыв рот» — первая ретроспективная выставка Кристины Гарсиа Родеро. Она выстроена тематически и охватывает все творчество Родеро — от первых работ конца 1970-х до наших дней. На выставке представлено более пятидесяти фотографий, отобранных из тридцати тысяч негативов. Идею выставки Родеро вынашивала более 40 лет, и ей хотелось, чтобы зритель замер перед ее работами «с открытым ртом» — точно так же, как это делают герои ее снимков. Работая над репортажами, Родеро делает огромное количество снимков. С годами у нее накопилось множество негативов, на которых люди зевают, кричат, удивляются, хохочут, испытывают острую боль. В общем, в ее архиве собралась критическая масса ситуаций, в которых человек открывает рот. Этот сквозной сюжет ведет нас через 40 лет карьеры фотографа: из ее родного городка Пуэртольяно в Ла-Манче в самые дальние уголки земного шара, затерянные вдали от цивилизации, — или на фестиваль «Burning Man» в Неваде или «Love Parade» в Германии.
Мы переходим от этнографии к авангардным снимкам. И ни в одном из них Родеро не теряет особой личностной манеры, с которой она рассказывает нам о том, что происходит в мире. Недаром Родеро — единственная испанка, член легендарного агентства «Magnum». Выставку открывает фотография новорожденного, который издает свой первый крик: с этого и начинается жизнь. И вот мы отправляемся в путешествие по калейдоскопу человеческих чувств и эмоций, «пойманных» с особым пониманием глубины и правды, свойственным для творческого почерка Кристины Гарсиа Родеро. Закончится оно с последним вздохом человека — фотографии с грузинского отпевания.
Хуан Карлос Мойа Сафра
Проект представлен Институтом Сервантеса и CEART, Центром Искусств Томас и Вальенте, Фуэнлабрада (Мадрид, Испания)
При поддержке Посольства Испании в России

Оливье Кюльманн «Другие»

Проект французского художника Оливье Кюльманна «Другие» (2009—2012) обнажает механизмы формирования нашей идентичности. Объектом его исследования стали типажи индийского общества, но актуальность проекта не имеет ни географических, ни национальных ограничений.
Люди примеряют на себя разные костюмы и личины с незапамятных времен. И уже с давних пор это стало игрой социальных конвенций. Внешность человека — его одежда, прическа — несет важную информацию о его религиозной, классовой, профессиональной или территориальной принадлежности.
Изучив дресс-коды и другие «говорящие» атрибуты внешности, Кюльманн создал серию автопортретов, перевоплощаясь в разные типажи индийского общества. Эти автопортреты послужили отправной точкой проекта. В дальнейшем художник подверг фотографии цифровым и аналоговым трансформациям, разделив свой проект на 4 фазы.
Кюльманн вовсе не пытается свести различные типажи индийского общества к фарсу — скорее его портреты отражают дух времени. Фиктивные жизни, сменяющие друг друга в фотоателье в Нью-Дели, не более иллюзорны, чем жизни, которые мы считаем «реальными». Формы, цвета и текстуры — это сигналы, которые мы посылаем другим — тем, от кого мы хотим отличиться. Но неизбежно подчиняясь правилам игры, мы примеряем одежду и принимаем тот образ, который для нас этими другими заготовлен.
Каждый из портретов Кюльманна можно сравнить с коротким рассказом. Но художник не предлагает нам связного, готового повествования — он дает только намеки, зацепки, чтобы зритель сам реконструировал жизнь персонажа, изображенного на портрете. Разные элементы этих образов служат лишь путеводными нитями для наших интерпретаций — приближая нас к другим и побуждая распутать клубок гипотез, который предложил нам художник.
Выставка «Другие» впервые была показана в 2015—2016 году в Музее Нисефора Ньепса (Шалон-сюр-Сон, Франция).
Куратор: Анна Зайцева
При поддержке Посольства Франции в России и Французского института в России

Жан-Пьер Лаффон «Тревожная Америка»

Жан-Пьер Лаффон родился в Алжире в 1935 году. Изучал фотографию в Высшей школе искусств и ремесел в Веве (Швейцария). В 1965 году эмигрировал в США, где занялся фотожурналистикой. Вступив в агентство «Гамма», Лаффон начал освещать политические события в стране, включая выступления против войны во Вьетнаме и движение в защиту гражданских прав.
В 1973 году он вместе с женой Элен основал агентство «Сигма Фото Ньюс», которое приобрело статус одного из ведущих в своей области. В течение последующих тридцати лет Лаффон работал как корреспондент Белого дома, освещал Уотергейтское дело и создал множество репортажей о политических и общественных событиях в США, Восточной Европе, СССР, Китае, Японии, Индии и других развивающихся странах. Его фотографии печатались на страницах ведущих международных изданий, включая «Тайм», «Ньюсвик», «Нью-Йорк Таймс», «Пари Матч», «Фигаро», «Штерн» и др.
В 1979 он был удостоен главной премии на международном конкурсе «World Press Photo» за первый в истории фотоочерк, посвященный использованию детского труда в мировой экономике. В 1996 году в рамках фестиваля фотожурналистики «Visa pour l'image» прошла ретроспектива Лаффона и он был награжден орденом искусств и литературы.
Творческий путь фотографа нашел отражение в двух книгах: «Зарубежный корреспондент» («Foreign Correspondent», C.D.P., 2008) и «Рай для фотографа: тревожная Америка, 1960—1990» («Photographer's Paradise: Turbulent America 1960–1990», Glitterati, 2014). Именно материалы, опубликованные в этой последней книге, легли в основу выставки Лаффона в рамках «Фотобиеннале-2016».
На протяжении трех десятилетий Лаффон вел фотохронику политических, общественных и культурных трансформаций Америки, наблюдал за судьбой ее лидеров и документировал ее драматические конфликты. Это прежде всего — его личный взгляд на тревожную Америку, непосредственный и гуманный. В его эмоциональных снимках мы видим ключевые события 1960-х — 1990-х годов, героев и героинь того времени, социальных изгоев и фанатиков, и рядом — будничную жизнь людей, которая течет в общем ритме страны — с ее взлетами и падениями. И сегодня история вновь оживает в фотографической одиссее Лаффона, в этом частном архиве, отразившем разные грани страны, ставшей ему вторым домом.
«Сегодня, когда я смотрю на свои фотографии (…), — пишет Лаффон, — мне кажется, что на них запечатлен только хаос — демонстрации, бунты, распад, конфликты и крах… Но, собранные вместе, они становятся свидетельством болезненного рождения из хаоса той страны, в которой мы живем сегодня — Америки XXI века. И это именно то, что лучше всего удается фотографии — остановить решающие мгновения времени, чтобы будущее могло рассмотреть их. Мои фотографии складываются в субъективный и исторический портрет страны, к которой я всегда относился критически и в то же время с любовью и к которой испытываю огромную благодарность».
На основе текста Джонаса Кюэнана
Куратор: Элиан Лаффон
Проект представлен при участии Европейского дома фотографии, Париж
При поддержке Посольства Франции в России и Французского института в России

Юсуф Севинчли «Отклонения»

МАММ уже показывал работы молодого турецкого фотографа Юсуфа Севинчли в 2010 году в рамках групповой выставки «Время внутри нас. Россия, Греция, Турция». На «Фотобиеннале-2016» мы представляем персональную выставку Севинчли, в которую вошли 5 серий — «Домашний пес», «Пост-1», «Пост-2», «Марсель» и «Виши».
Работы Юсуфа Севинчли обладают уникальным качеством живого свидетельства: он делает свои фотографии от случая к случаю, приветствуя самые неожиданные дары, какие предлагает ему жизнь. Его контрасты черного и белого, плотные, зернистые поверхности создают ощущение вневременного состояния, напоминающего о быстротечности нашей повседневной жизни. Фотографии, которые отрешаются от настоящего ради воображаемого мира без определенных временны́х координат, кажутся потерянными во времени. Фотограф не пытается изобразить в них объективную реальность, а предлагает субъективную точку зрения на наш мир.
На ранней стадии своего формирования Севинчли обнаружил, что принадлежит к определенному направлению в современной фотографии, которое сосредоточено на образе и дистанцируется от фоторепортажа и социальной документалистики, — и это открытие имело для него раскрепощающий эффект. Эти принципы разделяют многие фотографы во Франции и других странах. Мы находим их в работах Кристера Стрёмхольма, Андерса Петерсена, Антуана д’Агата и других фотографов с их плотными, грубыми и даже агрессивными (по крайней мере с точки зрения сюжетов) образами, с их неожиданным кадрированием и глубокими тенями.
Хотя творчество, прежде всего, Андерса Петерсена оказало на Севинчли большое влияние, его работы обладают своим характерным почерком. История и культура его страны привносят в них другую атмосферу, уникальную в своей мягкости и невыразимой чувственности. Несмотря на темные тона, его фотографии не кажутся мрачными или болезненными. Напротив, они полны жизни. Севинчли стремится показать частицы живой культуры в стране, которая переживает трансформации, — запечатлев, например, один из стамбульских деревянных домов (в прошлом типичных для этого города), объятый пламенем, или птиц, взлетающих над улицей, залитой дождем, или галлюцинаторный образ электромонтера, который словно не собирается слезать с фонаря, застряв на нем навеки (серия «Домашний пес»). Улицы района Бейоглу, где Севинчи бродит днем и ночью, навевают ностальгические чувства, но его динамичные снимки всегда выглядят современно.
Севинчли много путешествует по Европе. Перемещаясь из Неаполя в Марсель, а оттуда в Париж, от случая к случаю он делает фотографии и не пытается быть объективным — ведь иногда ценность состоит именно в том, чтобы остановить время наугад.
На основе текста Кристин Оллье, 2013
Кураторы: Кристин Оллье и Шарлотт Будон
Проект представлен Galerie Les filles du calvaire, Париж
При поддержке Французского института

Клаудия Хьюидобро «Наоборот»

Комната в замке на юге Франции, несколько предметов, найденных тут же, и фотоаппарат с автоспуском — Клаудии Хьюидобро этого достаточно, чтобы создать серию фотографий, в которой она переосмысляет собственную идентичность.
Долгое время Хьюидобро работала манекенщицей. Став художницей, она сделала главным инструментом своего искусства именно тело, но лишила его всякой внешней искусственности. Она снимается без макияжа, на ней — очень простое платье, и она не использует при обработке своих фотографий ни цифровых трюков, ни ретуши. Все это противоположно ее профессиональному опыту, приобретенному на дефиле величайших модельеров — в число которых входят Жан-Поль Готье и Марио Валентино — и съемок у выдающихся фэшн-фотографов.
Проект «Наоборот» можно считать документацией перформанса. Входя в состояние, схожее с трансом, художница то заставляет свое тело сливаться с фоном и превращает его в абстракцию, то вступает в схватку с пространством — и силой своих мышц, словно поднимая потолки и раздвигая стены, отвоевывает у него собственное пространство свободы.
На основе текста Наташи Волински
Кураторы: Кристин Оллье и Шарлотт Будон
Проект представлен Galerie Les filles du calvaire, Париж
При поддержке Посольства Франции, Французского института и
MasterCard Бесценные Города


«Эволюция взгляда. 1991-2016» К 25-летию Союза Фотохудожников России

В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2016» Союз фотохудожников России и Мультимедиа Арт Музей, Москва представляют проект «Эволюция взгляда. 1991—2016», посвященный 25-летию Союза фотохудожников России. Проект осуществлен при поддержке Министерства культуры РФ.
На протяжении четверти века Союз фотохудожников России формировал и аккумулировал разные направления документальной и художественной фотографии. Сегодня он успешно продолжает работать, объединяя три поколения российских фотографов. Разные школы, многообразные творческие приемы и эксперименты, представленные в рамках одной экспозиции, дают возможность проследить, как менялась во времени сама фотография, ее язык, пластика и стили. Увидеть, как авторы творчески перерабатывали и отражали реальные события, явления, проблемы и процессы, как влияли на творчество друг друга. Понять, как изменил фотографию переход «от пленки к цифре», возможность сотрудничества с мировыми фотоинституциями, участие в международных проектах и конкурсах, появление интернета, развитие социальных сетей и мобильной связи.
Выставка «Эволюция взгляда. 1991—2016» объединяет известных мастеров фотографии и молодых талантливых художников. И точно также, как Союз фотохудожников объединяет авторов из десятков российских городов, его юбилейная выставка уникальна широтой географического охвата. Она полноценно представляет «нестоличную фотографию» и встраивается в целую серию выставок, которые на «Фотобиеннале-2016» будут посвящены этой теме. Помимо авторов из Москвы и Санкт-Петербурга, на выставке Союза фотохудожников представлены фотографы из Самары, Перми, Екатеринбурга, Волгограда, Вологды, Новосибирска, Краснодара, Новокузнецка, Курска, Челябинска, Чебоксар, Кунгура, Йошкар-Олы, Сургута, Казани, Петрозаводска, Красногорска, Калуги, Павлодара, Благовещенска, Кирово-Чепецка, Нижнего Новгорода и многих других городов.
Безусловно, одна выставка не может охватить творчество всех членов Союза фотохудожников, но именно благодаря их работе продолжается история русской фотографии и фотолетопись истории России.
Куратор: Наталья Ударцева
Проект представлен: Союзом Фотохудожников России
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации и
ГМК «Норильский Никель»



Выставки продлятся до 17 марта 2016 года.

Адрес: Манежная пл., д.1, Проезд до ст. м. Охотный ряд, м. Александровский сад, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт-вс 11:00–22:00, вход посетителей до 21:30, пн - выходной.
Цена билета: полный - 300 рублей, льготный - 50 рублей.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МАММ, ЦВЗ "Манеж", выставки, фестивали
Subscribe

Posts from This Journal “ЦВЗ "Манеж"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments