mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Один экспонат - Орёл и богомол

Дорогие дрйзья, напоминаем вам, что осталась последняя неделя работы выставки "Японская бронза эпохи Мэйдзи" в Государственном Историческом музее. И желая ещё раз привлечь к этой выставке ваше внимание мы снова посвящаем ей понедельничный экспонат. Знакомьтесь - скульптурная группа "Орёл и богомол".

Орёл и богомол.
Япония. Конец 19-го века.
Бронза, литьё, гравировка, патинирование. Высота - 48 см. Размах крыльев птицы 42 см.
Автор - Исигуро Сёдзуй. Авторская подпись выгравирована на оборотной стороне перьевого хвоста.
Из собрания А.Г. Егорова.

Являющаяся образцом японской бронзовой пластики скульптурная группа "Орёл и богомол" состоит из нескольких частей, соединённых в единую композицию.
Фигурное основание смоделировано в виде пня старого полусгнившего дерева с глубоким дуплом, спиленными боковыми ветвями и древесными грибами на коре. На краю дупла стоит орёл, готовый ринуться на добычу. Его распростёртый крылья приподняты, перья на шее и устремлённой вперёд голове взъерошены от напряжённого возбуждения, хвост вытянут и слегка опущен. Взгляд птицы устремлён вперёд.

 Возле пня расположился богомол. Его лапки, одна из которых выдвинута вперёд, словно на мгновение замерли в движении.

Авторская подпись выгравирована на оборотной стороне перьевого хвоста.

В универсальной по своей тематике анималистической скульптуре нашли отражение присущая японским мастерам тонкая наблюдательность и особое трепетное отношение к природе.
Истоки данного сюжета восходят к притче древнего китайского философа Чжуан-цзы. Однажды маленький богомол, сотрясая своими похожими на топорики конечностями, неожиданно бросился под колёса повозки охотничьего кортежа императора рода Ци Чжуан-гуна Второго (правил с 553 до 548 гг. до н.э.), чем немало удивил и самого монарха царства Ци, и его придворных. Воинственность насекомого и бессмысленность его действия вызвали насмешки: "Неужели он предполагал помешать продвижения самого Сына Неба!" Однако император молвил, что такое бесстрашие не может не вызвать уважения, мудро заметил, что, если бы этот богомол был человеком, то стал бы великим героем, и приказал кортежу объехать смельчака. Позже в японский язык вошло выражение: "торо-но-оно" - "топор богомола". Оно подразумевает бессмысленность совершения нападения, заведомо обречённого на провал. В среде самураев, однако, не умеющий пятится назад богомол стал олицетворением отваги. Некоторые воины даже носили фигуры богомолов на своих шлемах.
Произведение принадлежит к числу лучших образцов японских авторских художественных работ по металлы и имеет музейную ценность.


Подробнее о выставке вы можете узнать на сайте музея. Выставка продлится до 4 августа.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, один экспонат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments