mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Фёдор Рокотов» - отчёт. Часть 2.

Мы продолжаем наш рассказ о выставке прекрасных портретов великолепного портретиста Федора Рокотова. Выставка проходит в Государственной Третьяковской галерее. Первую часть нашего повествования о ней и о петербургском периоде жизни художника, вы можете прочитать тут. А сегодня мы хотим обратить ваше внимание на московский период мастера.
Переехав в 1766 году в Москву, портретист оказался в иной общественной и духовной среде. Вокруг Московского университета сформировался круг интеллигенции того времени. В него входили, в частности, писатель М.М. Херасков, поэт А.П. Сумароков и Н.И. Новиков, арендовавший университетскую типографию. Рокотов являлся подписчиком издаваемого Новиковым журнала "Утренний свет". Он посещал Английский клуб и, вероятно, был одним из его основателей, так как вместе с С.Г. Гагариным, И.Г. Орловым, Ю.А. Нелединским-Мелецим, Д.И. Хвостовым и Я.П. Чаадаевым и другими подписал «Правила московского Английского клуба».
Московский период в творчестве Рокотова – время наивысшего расцвета его таланта. На этом этапе камерный портрет начал играть ведущую роль в творчестве живописца. Художник использовал боковое освещение, погружал модель в глубокий нейтральный фон, а лицо окутывал золотистым «сфумато», как говорят специалисты.
Сфумато (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.
Фрагмент. Портрет В.И. Майкова. 1775-1778. Холст, масло.

Василий Иванович Майков (1728 - 1778) — русский поэт и драматург, крупнейший в русской литературе мастер ироикомической поэмы.Принадлежал к старинному дворянскому роду Майковых.

Портрет передаёт яркий индивидуальный характер модели. С большой живописной свободой написаны полное самодовольное лицо, подёрнутые дымкой прищуренные глаза и чувственные губы, сложенные в насмешливую улыбку. Достаточно материально переданы зелёный бригидирский мундир с красными отворотами, золотое шитьё, пуговицы и прозрачное кружевное жабо. Черты барина-сибарита и эпикурейца не заслоняют в портрете острого, насмешливого ума автора нашумевшей поэмы "Елисей, или Раздражённый Вакх", восхищавшей А.С. Пушкина.
Фрагмент. Портрет неизвестного в синем кафтане. 1770-е. Холст, масло.

Виртуозный мазок Рокотова сообщает необычайную динамичность живописной поверхности, передаёт трепет самой жизни. Мерцание красочных оттенков сложно нюансированной палитры художника рождает ощущение неизъяснимой тайны одухотворённых рокотовских персонажей. Они словно смотрят на вас из лёгкой туманной дымки, заглядывая прямо в душу, завораживая, заставляя замереть и погрузиться в созерцание.
Парные портреты, исполненные Рокотовым в эти годы, обладают одной отличительной особоенностью: колорит каждого из них стремится к единой цветовой гамме. Хорошим примером этому служат парные портреты супругов В.А. и А.М. Обресковых.
Фрагмент. Портрет В.А. Обресковой. 1777. Холст, масло.

Варвара Андреевна Обрескова (1744 – 1815) – дочь генерал-майора А.Е. Фаминцына от брака с А.А. Зыбиной, третья жена дипломата А.М. Обрескова. В день коронации Павла I удостоена ордена Св. Екатерины малого креста.

Женский портрет решён в светлых жемчужных тонах и дополняет мужской, потроенный на изысканном сочетании голубого кафтана и красной орденской ленты. В музее портреты расположены рядом и вы сможете оценить их именно в таком сочетании, в каком они задумывались изначально.
Фрагмент. Портрет А.М. Обрескова. 1777. Холст, масло.

Алексей Михайлович Обресков (1718 — 1787) — крупный русский дипломат екатерининской эпохи. Закончил свою карьеру сенатором в чине действительного тайного советника. 28 февраля (11 марта) 1751 Обресков был назначен поверенным в делах в Константинополь с производством в надворные советники, а через полтора года, 2 (13) ноября 1752, был сделан и резидентом. Главной целью, которая была поставлена новому резиденту — было стремиться к заключению трактата, по которому русские могли бы свободно производить торговлю на Черном море на своих кораблях и свободно плавать на этом море. Во время Семилетной войны заставил Турцию держаться нейтралитета. 25 сентября 1768 года Обресков был позван к великому визирю, который потребовал от него ручательства, что Россия выведет немедленно войска из Польши и откажется от защиты диссидентов. Обресков заявил, что он не имеет права сделать это и тогда ему и 11 членам посольства был объявлен арест. Обрескова посадили в подземелье башни Едикуле, где положение его оказалось настолько тяжелым, что даже турок-комендант должен был донести, что пленники не могут прожить в таком помещении и трех суток. Наконец, летом 1771 года по энергичным представлениям австрийского и прусского послов, Обресков был освобожден, и 30 августа 1771 года прибыл в Петербург. Императрица щедро наградила его за это заключение: еще в 1766 году он был пожалован в тайные советники; теперь он был назначен членом Коллегии иностранных дел, получил орден св. Александра Невского и 200000 рублей.

На портрете А.М. Обресков изображен с лентой и звездой ордена Св. Александра Невского и орденом Св. Анны на шейной ленте. Рокотов приблизил фигуру модели к переднему плану и без прикрас изобразил черты оплывшего лица пожилого уставшего человека с умными проницательными глазами. В его портрете гармонически сливается воображаемый идеальный образ с реальными качествами изображённого.

Портрет В.Н. Суровцевой. Вторая половина 1780-х.
Лица рокотовских персонажей на портретах 1770-х годов неравнозначны по эмоциональному выражению. Порой улыбка светской любезности соединяется с грустным взглядом, а высокомерие - с разочарованием. Для портретиста важно не конкретное настроение героя, а его пребывание в мире изменчивых чувств.
К 1780-м годам в творчестве Рокотова наблюдается перелом, характерный для многих живописцев в связи с влиянием классицизма. Если раньше мастер отдавал предпочтение погрудным изображениям, то теперь  - поясным. При этом фигура будто отдаляется от зрителя, поля фона увеличиваются. Теперь художник предпочитает более холодный и светлый колорит, а излюбленными оттенками становятся зеленоватые и пепельно-серые. Также художник переходит от прямоугольного формата портретов к овалам, требующим согласованности композиционного и ритмического построения.
В этот период в творчестве Рокотова преобладают женские портреты. Он нашёл свой тип женского лица, своеобразную "рокотовскую маску": "удлинённые миндалевидные глаза с опущенными наружными краями век, полуулыбка губ, широкий разлёт дугообразных бровей, неповторимое сочетание утончённого довольства и грусти, которое не поддаётся описанию" (Евангулова О.С., Карев А.А.)
Портрет Е.А. Голицыной. 1790-е. Холст, масло.

Екатерина Алексеевна Голицына (1724-1804) – дочь статского советника А.Ф. Кара и гофмейстерины великой княжны Натальи Алексеевны, сестры императора Петра II. Происходит из старинного шотландского рода. С 1754 года замужем за генерал-поручиком П.М. Голицыным (1702-1760). В агусте 1776 года Ф. Рокотов подал Екатерине II челобитную о подтверждении освобождения от крепостной зависимости своих двух племянников. Челобитная, удовлетворенная императрицей, была написана Егором Скворцовым, служителем дома Е.А. Голициной.

Поздние работы Рокотова 1790-х годов становятся строже  и собраннее, обретают классическую ясность и точность формы. Сохраняется привязанность художника к овальным формам. Цвет теряет прозрачность  и приближается к локальному, более чётко обрисовываются контуры фигур. В характеристике персонажей появляется сдержанная торжественность, на смену прежней таинственности приходит определённость.
Одним из примеров этого служит портрет княгини Е. А. Голициной, на котором изображена возрастная модель.Художник внимательно и тщательно выписывает затейливый костюм дамы: платье с закрытым воротом и газовый прозрачный чепец с многочисленными рюшами и бантами.
Фрагмент. Портрет неизвестного. 1790-е. Холст, масло.

Представленный выше портрет происходит из собрания светлейшего князя Михаила Константиновича Горчакова. На основании этого некоторые исследователи пытаются его атрибутировать как князя А.И. Горчакова. Сотрудники Третьяковской галереи считают попытку идентифицировать портрет как изображение представителя семьи Горчаковых бесперспективными, потому как он мог поступить в коллекцию не только по мужской линии, но и по женской.
На этом мы заканчивает наш рассказ о московском периоде жизни и творчества Рокотова. Конечно в экспозиции значительно больше его произведений этого времени. Приходите на выставку, чтобы соприкоснуться с прекрасным, пообщаться с этими произведениями. Ведь никакая фотография не заменит личностного общения с произведением искусства.

А мы обещаем вам ещё один рассказ об этой выставке, посвящённый бытованию произведений художника в мире русской усадебной культуры.


Очень много информацию о художнике мы почерпнули из каталога, выпущенного к выставке "Фёдор Рокотов. 1735/1736-1808". Благодарим его составителей за большой и интересный объём информации. Приобрести каталог можно в книжных магазинах галереи.
Выставка продлится до 09 мая 2016 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: взрослый - 400 руб., льготрый - 150 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments