mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Мир литературной сказки XVIII-XIX веков» - отчёт.

В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка «Мир литературной сказки XVIII-XIX веков». Здесь для вас откроется волшебный мир, в который вы сможете погрузиться вместе с вашими детьми, потрогать часть экспонатов, познакомившись с ними поближе, вспомнить или узнать многие сказки и даже разыграть некоторые из них.

На выставке рассказывается о литературных сказках, у которых в отличие от народных есть автор, который ее сочинил и записал, а потом, конечно, издал. Такие сказки можно было купить у продавца-разносчика или в книжной лавке.

Фрагмент. Листы «Гистории о храбром и о славном витязе Бове Королевиче и о смерти отца его».
Конец XVIII века. Бумага, гравюра на меди, офорт, акварель. ГМП.

Выставка начинает свой рассказ со становления жанра русской литературной сказки. Это рукописные сборники XVII-XVIII веков, имена авторов которых уже практически ничего не скажут современным читателям.
Неизвестный художник. Портрет великого князя Александр Павлович в младенчестве. Конец 1770-х. Холст, масло. ГИМ.

В экспозиции есть изумительный раздел посвященной Екатерине II. Здесь гостям выставки представляется уникальная возможность увидеть автографа императрицы и ее внука. Ведь Екатерина II стала практически первым автором русских литературных сказок. Императрица лично занималась воспитанием своих внуков и, главным образом, первого и самого любимого – Александра. С младенчества императрица самолично нянчилась с Александром. И первые свои уроки будущий император получил именно от нее. Читать и писать он учился по «Бабушкиной азбуке», составленной самой императрицей и посвященной своему внуку.
Письмо великого князя Александра Павловича родителям великому князю Павлу Петровичу и велико княгине Марии Федоровне.
9 сентября 1783. ГАРФ.
«Любезной Папинка и Маминка, цалую ваши ручки и ношки и глаза и брови и нос и рудуюсь очень что вы скоро приедите, бабаушка мне ето сказала, я слава богу здоров и гуляю часто в саду».

Наверное это самой трогательный экспонат на выставке. Ведь нечасто увидишь в экспозиции детские письма будущих императоров. Но не все сказки при просвещенной императрице признавались душеполезным. Рассказ некоторых приводил в места не столь отдаленные и встрече с господами из конторы.
Указ императрицы Елизаветы II Петровны из Конторы тайных розыскных дел в Казанскую губернскую канцелярию о проведении расследования о рассказанной колодником Григорием Семеновым сказке о царе Иване Васильевиче. 3 февраля 1747. РГАДА.

«В октябре месяце в последних числах 1746 году содержащейся при оной губернской канцелярии втюремной избе колодник Григорий Семенов при караульном салдате Иване Щербакове да при колодниках Иване Алексееве, Спиридоне Поздееве сказывал скаску, якобы в старину вятченя трое человек ходили к царю Иоанну Васильевичу на поклон и у одного человека разулась нога, а другие, де, при том по простоте свей те вятчаня избранили ево, государя царя Иоанна Васильевича и с царицею…»

Как часто это бывает в сказке, вы обязательно встретите камень, предлагающий вам выбрать ваш путь. Здесь уже одну дорожку богатыри зачистили. Можно ходить безбоязненно. Но если вы большой смельчак, то осталось ещё два опасных пути, можете их разведать. Туда еще никто не решился заглянуть.
А знали ли вы, что создатель «Истории Государства Российского писал сказки?
Н.М. Карамзин. Сказка «Илья Муромец». Аглая. 1795. Ч. 2. РГАДА. Первое издание.

В 1794 году в альманахе «Аглая» была опубликована «богатырская сказка» Карамзина «Илья Муромец». Она была написана тем стихотворным размером, или, по-карамзински, «мерой совершенно русской», которой «сочинены почти все наши старинные песни». Этот опыт писателя имел большой успех. В его сказке увидели удачное разрешение проблемы «народности» в литературе. В дальнейшем образ Ильи Муромца занял прочное место в литературе и искусстве. Илья Муромец Карамзина – галантный, куртуазный рыцарь.
Неизвестны художник с оригинала Дж.-Б. Дамона Ортолани. 1805.
Портрет Н.М. Карамзина. 1960-е. Холст, масло. ГМП.

Азбука костяная. Российская империя, Россия, Архангельская губерния. 1796. .
Цевка, дерево, тафта, фольга, бумага, металл, резьба, ажурная резьба, оклейка, монтаж. ГИМ.

А вот ещё одна сказка, которая расскажет свою историю гостям выставки. В 1831 году поэт Петр Павлович Ершов показал профессору П.А. Плетневу сказку «Конек-Горбунок», который прочел ее в университетской аудитории в присутствии 19-летнего автора. 1834 году отрывок из сказки был напечатан в журнале «Библиотека для чтения» с похвальным отзывом издателя О.И. Сенковского. Сказка Ершова была настолько популярна, что расходилась в многочисленных списках и неоднократно переиздавалась.
П.П. Ершов. Конек-горбунок: Русская сказка. СПб., 1898. ГМП.

В 1856 году, готовя к печати 4-е издание, Ершов писал: "«Конек» мой снова поскакал по всему русскому царству, Счастливый ему путь!". До 1917 года сказка выдержала 26 переизданий. Практически сразу с выходом сказки появились и подделки, XIX век дал около 60 поддельных изданий сказки. В 1906 году появилась сказка «Конёк-Скакунок», в которой куски ершовского текста перемежались с резкими, обличительными картинами жизни России. В следующем году она была запрещена цензурой.
А.Ф. Афанасьев. Иллюстрация к сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок». 1887-1898.
Бумага на картоне, акварель, белила, тушь, перо, кисть. ГЛМ.

Еще одно открытие приготовила для нас эта выставка. Так имя В.И. Даля связано у нас только с «Толковым словарем живого великорусского языка», который увидел свет в 1861-1867 годах. А Владимир Иванович в 1832 году издал сборник «русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским». Автор взял псевдоним по имени своего родного города –Луганск. Книга эта стала сразу же библиографической редкостью, так как тираж был изъят по донесению управляющего III Отделением А.Н. Мордвинова. На протяжении многих лет писатель собирал и систематизировал фольклорные материалы. Собранные им народные песни он безвозмездно передал для публикации П.В. Кириевскому, а сказки – А.Н. Афанасьеву.
Сказка «Клад» из собрания А.Н. Афанасьева, не пропущенная цензурой. Бумага, чернила. ГАРФ.

Интерсено а сказку "Клад" у нас опять запретят али нет? Ведь оскорбляет она чувства, ой оскорбляет. Ну да пока не запретили, почитать можно здесь.

А мы перейдем к безобидным пока сказкам. Сказка «Аленький цветочек» впервые была напечатана Аксаковым в 1858 году как приложение к автобиографии «Детские годы Багрова-внука», чтобы, по замечанию самого автора, не прерывать рассказа о детстве. Первым иллюстратором был Николай Алексеевич Богатов (1854—1935), создавший несколько чёрно-белых рисунков для альманаха «Волшебный фонарь». Нам очень понравились иллюстрации к «Аленькому цветочку». Такие милые звери и чудища обитают на этом острове, что нам захотелось познакомить и вас с ними.
Н.А. Богатов. Сцена в лесу. Купец срывает аленький цветочек. 1870-е.
Иллюстрация к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Картон, графитный карандаш, черная акварель. ГЛМ.

Н.А. Богатов. Фрагмент. Сцена в лесу. Купец срывает аленький цветочек. 1870-е.
Иллюстрация к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Картон, графитный карандаш, черная акварель. ГЛМ.


А пройти мимо не очень ложноногой змеи мы просто не смогли.  Это наш фаворит.
Н.А. Богатов. Фрагмент. Сцена в лесу. Купец срывает аленький цветочек. 1870-е.
Иллюстрация к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Картон, графитный карандаш, черная акварель. ГЛМ.

В следующем образ чудовище мы усмотрели прообраз Носферату. Увидев такого и правда за кол схватишься, чтобы прервать этот кошмар, а уж потом будешь разбираться, насколько оно там "доброе внутри".

Конечно же выставка рассказывает о сказках Александра Сергеевича Пушкина. И не только рассказывает, но и показывает. В залах экспозиции вы сможете увидеть музыкальные механические автоматы и много других диковинок.
Музыкальная цилиндровая шкатулка в виде яслей. Швейцария. 1890. Частная коллекция Д.М. Якобашвили.

Выставка заставляет вновь обратиться к сказкам, некоторые из которых оказались забыты, а некоторые всегда с нами. Но это повод вспомнить о начале русской литературной сказки, узнать новое и познакомить с ним своих детей. А жизнь сказочных героев продолжается. И новые авторы по новому осмысляют их характеры, и отправляют их в новые путешествия. Примером тому могут служить мультфильмы о богатырях.
Костюм мальчика «скелетон». Россия (?). Начало XIX века. Бархат, шёлк, холст, ткачество. ГИМ.

Но нельзя забывать, что сказка должна учить ребенка непреходящим ценностям. И возможно стоит еще раз погрузиться в мир сказочных персонажей, где добро всегда побеждает, где герою всегда придут на помощь и награда всегда найдет достойного. Приходите на выставку в Государственный музей А.С. Пушкина, где сказочная литература играет разными гранями, и где вы и ваши дети найдете для себя новое и вспомните уже прочитанное.


Выставка продлится до 28 августа 2016 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Цена билета: 200 руб. Есть льготы, подробнее тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГМП, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГМП” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments