mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Но детских лет люблю воспоминанье…» - отчёт.

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Но детских лет люблю воспоминанье…», представляющая детский портрет второй половины XVIII - начала XX века. На выставке представлено более 170 живописных, миниатюрных и графических портретов детей, выполненных русскими и западноевропейскими мастерами, крепостными и неизвестными художниками, творившими по заказу обитателей дворянских домов и усадеб. Хронологический принцип, по которому выстроена художественная экспозиция, дает возможность проследить, как на протяжении двух столетий менялись создаваемые портретистами детские образы, какие акценты вносила в их изображение каждая эпоха, увидеть художественные особенности и достоинства работ.
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет мальчика в красном жилете. Середина 1800-х.
Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких
.

Выставочные залы музея превратились в детские, наполненные игрушками, одеждой и конечно самими детьми, которые смотрят на вас с полотен художников. Каким оно было, детство XVIII – XIX веков? Давайте посмотрим.
Иоаганн Георг Вилле (Wille) с оригинала Пьера Александра Вилле (Wille).
Материнская забота. 1784. Гравюра резцом. ГМП.

Эта гравюра связана с европейским путешествием наследника российского престола Павла Петровича и его второй супруги Марии Фёдоровны, урожденной принцессы Софии Марии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, совершенным под именами графов Северных. В Париже они познакомились с популярными королевскими художниками Вилле. Графиня, вдохновленная оригиналом Вилле младшего, моделью которого якобы выступала его жена и тематически близким эстампом «Радость материнства» (1781), заказала граверу-отцу изготовление оттисков под своим гербом и личным посвящением, что было исполнено в 1784. Не исключено, что в гравированном варианте художники польстили высокопоставленной особе, придав «абстрактной» добродетели ее черты, а ребенку определенное сходство с горячо любимыми сыновьями – Александром и Константином. Парное изображение принципиально не противоречит известной иконографии Марии Федоровны и ее сыновей с учетом канонов красоты, моды и художественно-стилевых решений того времени.
Неизвестный русский художник конца XVIII – начала XIX века круга В.Л. Боровиковского.
Портрет мальчика в красном кафтане. Конец XVIII – начало XIX века. Холст, масло.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Владимир Лукич Боровиковский. Портрет барона А.Н. Сердобина. Середина 1800-х. Холст, масло.
Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.

Барон Алексей Николаевич Сердобин (1790-1834), один из многочисленных незаконнорожденных «бриллиантового князя» Александра Борисовича Куракина (1752-1818), владельца усадьбы Надеждино Саратовской губернии. От князя ведут свое происхождение бароны Вревские и Сердобины, получившие фамилию по имению Сердобы в Тамбовской губернии, а в 1802 – баронский титул. В 1820-1822 А.Н. Сердобин переводчик Константинопольской миссии азиатского департамента Министерства иностранных дел. Титулярный советник. Изображен в мундире кавалера ордена Святого Иоанна Иерусалимского (пожалован в 1804).
На этом, как и на многих других портретах, невероятно интересно изучать детали одежды, рассматривать небольшие фрагменты. Интересно всматриваться в выражения лиц, глаз. Где-то мелькает улыбка, где-то серьёзный взгляд, а где-то открытый, доверчивый, истинно детский.
Владимир Лукич Боровиковский. Фрагмент. Портрет барона А.Н. Сердобина. Середина 1800-х. Холст, масло.
Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.

Круг моделей – детей, представленных на портретах, чрезвычайно разнообразный. Это особы императорской фамилии и аристократии, но гораздо чаще – безымянные отпрыски поместного дворянства. Эти портреты, хранившиеся некогда в домашних собраниях, в городских и провинциальных усадьбах, после лихолетий революции были рассеяны, а имена многих изображенных безвозвратно утрачены.
Неизвестный художник. Портрет мальчика. Конец 1790-х. Холст, масло.
Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.

Анри Франсу Габриэль Виолье (Viollier). Портрет А.И. Рибопьера. Начало 1790-х.
Кость, акварель, гуашь. Галерея «Три века».

Александр Иванович Рибопьер (1781-1865), в мундире корнета лейб-гвардии Конного полка; сын екатерининского приближенного, бригадира швейцарского происхождения Ивана Степановича Рибопьера (убит при штурме Измаила в 1791) и фрейлины Аграфены Александровны Бибиковой; в будущем – известнейший российский придворный и дипломат.
Петер Эдуард Строли (Stroely). Портрет мальчика. Середина 1790-х. Кость, акварель, гуашь.
Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.
Первоначально миниатюра считалась изображением Наполеона II, затем эрцгерцога Фердинанда, австрийского императора.

Миниатюра заслуживает отдельного внимания. Небольшие, но невероятно тщательно выписанные работы притягивают взгляд. От них не хочется отходить. Можно долго стоять у витрин илюбоваться их красотой и ювелирностью исполнения.
Неизвестный художник. Россия. Портрет мальчика с деревянной игрушкой.
Первая четверть XIX века. Холст, масло. ГМП.

Государственный музей А.С. Пушкина со дня своего основания комплектует коллекцию детского портрета. Временные рамки – от XVIII до начала XX века. Коллекция постоянно пополняется. И на выставке представлены несколько работ из недавнего приобретения.
Неизвестный художник. Франция. Портрет девочки с воланом. Первая половина 1820-х.
Холст, масло. Коллекция Александра Васильева.

Неизвестный художник. Россия. Портрет девочки. 1820-е – начало 1830-х.
Холст, масло. ГМП.

Прекрасные детские образы рождают массу впечатлений и ассоциаций. И словно проступают из них черты известных литературных героев, знакомых нам из нашего детства – пушкинских Петруши Гринева и Татьяны Лариной, Николеньки Иртеньева Л.Н. Толстого, гончаровского Илюши Обломова и других детских персонажей из произведений русской классики. Да-да, именно так они выглядели, так одевались и играли в похожие игрушки.
Федор Андреевич Тулов. Портрет М.П. Кожиной с карточным домиком.
1830-е. Холст, масло.

Мария Павловна Кожина (1825-1885), старшая дочь российского государственного деятеля, рязанского губернатора, действительного статского советника П.С. Кожина от брака с О.И. Кусовой; внучатая племянница светлейшего князя П.М. Волконского. Впоследствии жена генерала от инфантерии Павла Ивановича Назимова.
Петр Федорович Соколов. Портрет великого князя Константина Николаевича. Начало 1830-х. Бумага, акварель, карандаш.
Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.

Михаэль Штоль (Stohl). Портрет девочки с розой. 1841. Бристольский картон, акварель, белила, карандаш.
Собрание Сергея и Татьяна Подстаницких.

Совсем маленькие дети, подростки или уже почти выросшие из детства юноши и девушки - все они по-своему очаровательны. Они ещё не шагнули в серьёзную взрослую жизнь с её ограничениями. Они ещё умеют радоваться мелочам. Конечно, их детство сильно отличалось, от того, которым живут современные дети. Однако, их связывает главная общая черта - детская непосредственноть и открытость. Это чувствуется во многих портретах.
Ксавье де Местр (Maistre). Портрет А.С. Пушкина. 1802. Металлическая пластина, масло. ГМП.

А на эту миниатюру стоит обратить особое внимание. Это детский портрет Алексанра Сергеевича Пушкина. Большая гордость музея, носящего его имя. Здесь он совсем ещё ребёнок, около 3-х лет. Милый мальчик, с огромными глазами и серьёзным выражением лица.
Неизвестный художник, Россия. Портрет мальчика в голубой рубашке. Первая треть XIX века. Кость, акварель, гуашь. ГМП.

Иван Алексеевич Нечаев. Портрет графа Ф.Л. Гейдена. Около 1840. Картон, акварель. Собрание Сергея и Татьяна Подстаницких.

Граф Федор Логинович Гейден (1821-1900), граф, представитель русской ветви старинного вестфальского рода голландского происхождения; сын адмирала, участника наполеоновских войн, героя Наваринского сражения Логина Петровича и дочери шведского адмирала Анны Марии Акелиес. За особые успехи в Пажеском корпусе (1835-1840) имя занесено на мраморную доску. Впоследствии генерал-адъютант, генерал от инфантерии, член Государственного Совета. Изображен в повседневном однобортном темно-зеленом мундире камер-пажа с красным воротником, вызолоченными пуговицами и погонами фельдфебеля.
Неизвестный художник. Портрет воспитанника «окончательного» курса Училища правоведения. 1838-1855.
Бристольский картон, акварель, карандаш. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.

Леопольд Фишер (Fischer). Портрет мальчика с синим бантом. 1853.
Бристольский картон, акварель, карандаш. ГМП.

Александр Петрович Соколов. Портрет С.А. Брюлловой. Конец 1850 – начало 1860-х.
Бристольский картон, акварель, лак. ГМП.

Софья Александровна Брюллова (1848-1901), дочь архитектора и портретиста А.П. Брюллова от брака с баронессой А.А. Раль; племянница К.П. Брюллова, двоюродная сестра автора портрета. Впоследствии жена архитектора графа Павла Юрьевича Сюзора.
Виктор Карлович Штембер (Штемберг). Портрет девочки. 1898.
Холст, масло. Галерея «Три века».

Эмилия Яковлевна Шанкс (Shanks). Портрет дочери В.Д. Поленова. 1890-1900. Холст, масло.
Галерея «Три века».

Но выставка о детях и их жизни не была бы полной без игрушек, которые сопровождают это счастливое время. У всех они разные, а некоторые стали уже предметами коллекционирования, и выставляются в музеях.
Пазл «Сельский пейзаж с водопадом». Западная Европа. 1790-1800-е. Липа, бумага, резцовая гравюра. ГМП.

Первый пазл был изобретен англичанином Джоном Спилсбери в середине XVIII века. Он представлял собой географическую карту, наклеенную на деревянную дощечку, разрезанную на мелкие куски. Задумано это изделие было для школьников, чтобы, подгоняя фрагменты карты, дети лучше запоминали расположение материков, стран, городов. Кроме географических карт материалами для пазлов стали хронологические таблицы для изучения истории, портреты исторических деятелей, батальные и исторические картины, пейзажи и библейские сюжеты.
Игра «Анаморфозы» или «Иллюзии». Иоганн Михаэль Бурукер, Нюрберг. Около 1800.
Карточка «казак на коне». Картон, бумага, офорт, акварель.


Фрагменты обстановки гостиной, столовой и детской из «кукольного домика».
Западная Европа. Конец XIX века. Белый металл, литье, чеканка, скань. Частная коллекция.

Крошечная кукольная мебель, мечта многих девочки и в наше время. Посмотрите, насколько тонко она выполнена. Возможно копирует чью-то гостиную, а может быть является фантазией автора. Не каждая кукла может позволить себе сидеть на таком стульчике. Но та,  которая может, наверняка счастлива.
Солдатик из набора «Русско-турецкая война». Вторая половина XIX века. Олово, литье, роспись.
Художественно-педагогический музей игрушки ФГБОУ ВО «высшая школа народных искусств (институт)».

И ещё одна игрушка, в которую играли мальчишки и 100 и 200 лет назад и в которую продолжают играть сейчас. Солдатики и войнушка, одно из любимейших их развлечений. Когда-то играли и этими фигурками. А сейчас ониявляются музейными экспонатами и разуют наш глаз. И возможно, немного скучают, по тёплым детским рукам, способным сломать, но умеющим и радостно сжимать в объятьях.
Веер-экран. Франция, середина XIX века.
Картон, бумага, цветная литография, золотая тисненая бумага, фольга, дерево, токарная резьба. ГМП.

На выставке также можно увидеть предметы одежды, которые могли бы носить герои выставки. Эти экспонаты предоставлены историком моды Александром Васильевым.
Детская пелерина. Западная Европа. 1860-е. Шерсть, индийская вышивка. Коллекция Александра Васильева.

Нарядный костюм «Маленький лорд Фаунтлерой» для мальчика. (жакет и две пары брюк). США. 1890-е.
Панбархат. Коллекция Александра Васильева
.

Костюм Фаунтлероя, подробно описанный в первом детском романе англо-американской писательницы Ф. Бёрнетт, изданном в 1885 и воссозданным в графических рисунках Р. Бёрча, оказал сильное влияние на официальный костюм детей из среднего класса. Он предназначался в основном для мальчиков трех-восьми лет и был популярен в Европе, но особенно в Америке вплоть до начала XX века. Благодаря его распространению обычай одевать маленьких мальчиков в платья изживал себя.

Приходите на выставку погружаться в мир детства прошлых веков. Что особенно приятно - это путешествие по образам и историям детей, чьи портреты изображены. О многих мы ничего не знаем, ни автора портрета, ни имени модели. Но если хоть что-то известно о полотне музей дает возможность проследить хоть в небольших штрихах жизнь этого ребёнка.
Отдельно хочется отметить этикетаж картин. Если художник иностранец, то его имя и фамилия указаны не только на руусском, но и на родном языке. Что сильно облегчает поиск информации информацию о живописце если он вас заинтересовал.
Приходите в музей. Тем более что сейчас вы сможете увидеть две прекрасно перекликающиеся между собой выставки. Ту, о которой мы только что вам рассказали и посвящённую сказкам, о которой вы могли прочитать у нас чуть раньше «Мир литературной сказки пушкинского времени».


Выставка продлится до 03 мая 2016 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Цена билета: 200 руб. Есть льготы, подробнее тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГМП, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГМП” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments