mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" - отчёт. Часть 2.

Мы продолжаем наш рассказ о выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», проходящей в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Лукас Кранах Старший служил при дворе саксонских курфюрстов, поэтому многие его работы были заказаны двором. В XVIII веке через наследников попали в Готу, где они и по сей день являются ядром коллекции художественной галереи Фонда замка Фриденштайн. В 1946 году значительная часть коллекции была перемещена В Советский союз, при этом большинство картин попало в ГМИИ имени А.С. Пушкина. В 1956 -1958 годах большая часть коллекции вернулась в Готу. Таким образом, собрание работ Кранаха из Замка Фриденштайн теперь находятся в двух местах. И гостям музея предоставляется уникальная возможность увидеть объединённую коллекцию в стенах выставочных залов.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Юдифь на пиру в лагере Олоферна. 1531.
Дерево (липа), темпера, масло.

10 В четвертый день Олоферн сделал пир для одних слуг своих и не пригласил к услужению никого из приставленных к службам. 11 И сказал евнуху Вагою, управлявшему всем, что у него было: ступай и убеди Еврейскую женщину, которая у тебя, прийти к нам и есть и пить с нами: 12 стыдно нам оставить такую жену, не побеседовав с нею; она осмеет нас, если мы не пригласим ее. 13 Вагой, выйдя от Олоферна, пришел к ней и сказал: не откажись, прекрасная молодая женщина, прийти к господину моему, чтобы принять честь пред лицем его и пить с нами вино в веселие и быть в этот день как одною из дочерей сынов Ассура, которые предстоят в доме Навуходоносора. 14 Иудифь сказала ему: кто я, чтобы прекословить господину моему? поспешу исполнить все, что будет угодно господину моему, и это будет служить мне утешением до дня смерти моей. 15 Она встала и нарядилась в одежду и во все женское украшение; а служанка ее пришла и разостлала для нее по земле пред Олоферном ковры, которые она получила от Вагоя для всегдашнего употребления, чтобы есть, возлежа на них. 16 Затем Иудифь пришла и возлегла. Подвиглось сердце Олоферна к ней, и душа его взволновалась: он сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить ее с того самого дня, как увидел ее. 17 И сказал ей Олоферн: пей же и веселись с нами. 18 А Иудифь сказала: буду пить, господин, потому что сегодня жизнь моя возвеличилась во мне больше, нежели во все дни от рождения моего. 19 И она брала, ела и пила пред ним, что приготовила служанка ее. 20 А Олоферн любовался на нее и пил вина весьма много, сколько не пил никогда, ни в один день от рождения.
Книга Иудифи 12:10-20
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Фрагмент. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. 1531.
Дерево (липа), темпера, масло
.

Христианские богословы трактовали библейскую историю Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победут чистоты и смирения над похотью и гордыней. Вместе с другими героинями древности она рассматривалась как предшественница Девы Марии, победившей дьявола. Юдифь традиционно входят в число mulier sancta – праведных жен; олицетворявших Церковь и многие главные добродетели: смирение, правосудие, мужество, возмездие и целомудрие. Напротив Олоферн персонифицирует популярного в позднесредневековой литературе раба любви (Minnesclaven) и такие пороки , как гордыню, распутство и властолюбие.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Фрагмент. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. 1531.
Дерево (липа), темпера, масло.

В 1930 году Якоб Розенберг одним из первых обратил внимание на присутствие в левом углу картины изображения мужчины с усами и кроткой бородой, с перстнем на левой руке, указующем перстом правой на происходящее. Этот персонаж имеет явное портретное сходство и в нем не трудно узнать самого Лукаса Кранаха Старшего. Такой прием использование автопортрета в многофигурных композициях не был редкостью у многих знаменитых западноевропейских мастеров.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Фрагмент. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. 1531.
Дерево (липа), темпера, масло.

Как считают специалисты на этом полотне есть еще один герой с чертами реального человека. Это Олоферн, которому художник придал черты императора Священной Римской империи Карла V, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Фрагмент. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. 1531.
Дерево (липа), темпера, масло.

В 1531 году был создан оборонительный союз против императора и католиков, который объединил протестантских князей. Во главе союза стали саксонский курфюрст Иоганн Твердый и гессенский ландграф Филипп I. В этом контексте поступок библейской героини воспринимался в протестантских кругах как символ отважного тираноубицства, противостояния вольных германских городов религиозной экспансии Карла V.
Сюжет о Юдифи продолжает раскрываться в следующей картине «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».Эти парные картины из замка Фриденштайн в Готе впервые были упомянуты в инвентаре в 1644 году.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Фрагмент. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1531.
Дерево (липа), темпера, масло.

15 И, вынув голову из мешка, показала ее и сказала им: вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения — и Господь поразил его рукою женщины. 16 Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха.
Книга Иудифи 13:15-16
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Фрагмент. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1531.
Дерево (липа), темпера, масло.

На заднем плане художник изображает ландшафт с с укрепленным городом, окруженным рвом и двумя рядами крепостных стен. При всей условности изображения крепости с замками на скале имеют вполне узнаваемый топографический образ. Скорее всего, так выглядел хорошо знакомый Лукас Кранаху Старшему тюрингский город Айзенах и расположенный на высокой горе рядом с ним средневековый замок Вартбург, где размещалась одна из любимых резиденций патрона художника. В Средние века здесь устраивались состязания поэтов-майстерзингеров. Именно в Вартбурге скрывался Мартин Лютер, где за 11 недель создал свой перевод Библии на немецкий язык, теперь известный как Библия Лютера.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Фрагмент. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1531.
Дерево (липа), темпера, масло.

В Италии Юдифь чаще представлялась с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку и иногда собаку, символ преданности, для различия с иконографией Соломеи – одинокой фигуры юной особы, держащей блюдо с головой Иоанна Крестителя.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Фрагмент. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1531.
Дерево (липа), темпера, масло
.

По мнению исследователей глава мастерской в этих картинах использовал труд талантливого ассистента. Предполагается что этим ассистентом был старший сын художника Ганс Кранах. Иоганн Ганс Кранах начал свою деятельность в мастерской отца. К сожалению в 24 года он умер в Болонье во время путешествия по Италии. От него осталось две подписные картины, и о его творчество было надолго забыто. Хотя Мартин Лютер упоминал о его кончине в «Застольных беседах». Это печальное событие явилось поводом для частичного изменения товарного занака мастерской, в котором после 1537 года крылья дракончика стали изображаться сложенными. По времени это совпало с началам отхода Лукаса Кранаха Страшего от творческого руководства мастерской и передачей этой функции второму сыну – Лукасу Кранаху Младшему.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Фрагмент. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1531.
Дерево (липа), темпера, масло.

Обязательно приходите в музей любоваться пркрасными картинами, которые на непродолжителное время оказались в нашем городе. И не откладывайте этот поход на последние дни работы выставки, это плохой выбор. Если конечно вы не любите очереди и не приезжаете постоять в ней.

В посте использован материалы из каталога "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом". Первую часть нашего отчета можно почитать здесь.



Выставка продлится до 15 мая 2016 года. Главное здание.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;
чт, пт с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.
Цена билета: В рабочие дни
с 11:00 до 13:00: 300 р., льготный 150 р.,
с 13:00 до 17:00: 400 р., льготный 200 р.
с 17:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
По пятницам, во время проведения мероприятий "Пятницы в Пушкинском":
с 17:00 до закрытия музея: 700 р., льготный 350 р.
В выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 400 р., льготный 200 р.
с 13:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
Бесплатные категории – бесплатно.

Посетители могут приобрести в кассе или онлайн входные билеты в Главное здание музея и доплатить на кассе за посещение выставки Кранахов.
Доплата к входным билетам (в том числе, комплексным) составляет:
в рабочие дни
с 13:00 до 17:00: 100 р., льготный 50 р.
с 17:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
в выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 100 р., льготный 50 р.
с 13:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
Билет, приобретенный онлайн, дает право прохода на выставку без очереди через через служебный подъезд №5.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГМИИ им А.С.Пушкина, выставки, один экспонат, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments