mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея д'Орсэ (Париж)

В ГМИИ им А.С. Пушкина открылась выставка «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея д'Орсэ (Париж). Это второй случай в истории, когда данная картина покидает стены музея д'Орсе. И первый, когда она приезжает в Россию. У ценителей прекрасного появилась уникальная возможность, не выезжая за пределы страны, своими глазами увидеть едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма.

Олимпия. Эдуард Мане. 1863. Фото с сайта музея

На выставке представлены 4 художественных произведения, каждое из которых знаменует определённый этап в развитии её главной темы - образа прекрасной женщины, любовь к чувственной красоте которой, согласно воззрениям древних (Платон), является началом восхождения к вершинам духовного прозрения, путём, пролегающим от земной любви к любви небесной.
Центральное место занимает картина Эдуарда Мане "Олимпия". При своём первом появлении на парижской выставке она вызвала скандал и полное неприятие критики и публики. Полотно называли то вульгарным, то грязным, то неблагородным - эти эпитеты касались как манеры исполнения, так и выбранной Мане темы. В результате устроители вынуждены были повесить картину под потолком, в самом дальнем углу выставки, дабы оградить её от плевков негодующих зрителей. На самом деле намерение художника состояло в очередной попытке взглянуть на современность через диалог с классической традицией. Мане решил переосмыслить образную и пластическую "формулу" "Венеры Урбинской" Тициана, воссоединив её с тем, что могла предложить на эту тему его эпоха, то есть написать современную Венеру.


Фрагент. Олимпия. Эдуард Мане. 1863.

Неизвестно, кому пришло в голову переименовать Венеру в Олимпию, но название прижилось. Оно, с точки зрения критиков, усугубляло её неприличие, ибо так звали одну из героинь романа Александра Дюма-сына "Дама с камелиями". Более известным стало имя центрального персонажа романа - Маргариты Готье ("дамы полусвета" как называли парижских гетер). Олимпия – антагонистка главной героини, блестящая, холодная, расчетливая, не верящая в любовь и неспособная никому ее дать. В Париже XIX века это имя какое-то время было нарицательным для всех дам ее профессии. Значит, «Олимпия» – это «Венера-куртизанка».

Фрагент. Олимпия. Эдуард Мане. 1863.

Героиня возлежит на шелковистой поверхности виртуозно написанных белых тканей; переливчатая вибрация оттенков рождает эффект сияния, напоминающий перламутровое свечение внутри морской раковины, образ которой также связан с темой богини любви. Но у Олимпии нет самосознания богини, которой принадлежит весь мир. Скорее, она подобна срезанному цветку – украшающей ее волосы орхидее, расцветшей ненадолго, чтобы вскоре отцвести. Привычная отрешенность в ее взгляде смиряет внутреннее напряжение, превращая его в равнодушие. Браслет, серьги, бархотка с драгоценным камнем, призваны, как и в полотне Тициана, подчеркнуть в наготе момент полураздетости, и, стало быть, интимности, а домашние туфельки – одна одетая, другая соскользнувшая с ноги и открывшая кончики пальцев, – пробуждают слабый, как бы мимоходом, укол чувственности и дух будуара.
Эмиль Золя отозвался об этой картине так: "Вам нужна была женщина, - вы выбрали Олимпию, первую попавшуюся; вам были нужны яркие светлые пятна, и вы поместили букет; вам были нужны чёрные пятна, и вы поставили в углу негритянку и кошку".
Полотно, вызвавшее столько нареканий и оскорблений, которые, между прочим, глубоко ранили Мане, теперь предстаёт перед российским зрителем XXI века. Кроме того, его окружают три произведения из из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина – картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895), полотна «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, прозванного Романо, (нач. 1520-х) и скульптуры Афродита Книдская Праксителя (копия римского времени с оригинала ок. 350 до н.э.). И вы имеете возможность сравнить восприятие прекрасного в разных временных отрезках и убедиться, что такие вечные и неизменные ценности, как красота и любовь, сохраняют своё значение через века.

Афродита Книдская. Пракситель. Копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.

Афинский скульптор IV века до н.э. был первым европейским художником, изобразившим женское тело полностью обнажённым. В его произведениях отразился совершившийся в греческом искусстве второй половины IV века до н.э. переход от преобладания героического и волевого мужского идеала, господствовавшего в высокой классике V века – у Поликлета, Мирона Фидия, сообщавших даже женским божествам (Гере, Артемиде, особенно Афине) черты титанизма и мужественности, – к женскому, наделенному чертами интимности, лиризма, мечтательности. Пракситель прославился своими изображениями богини любви и красоты Афродиты, особенно той, что была выполнена им по заказу жителей острова Книд около 340–330 года до н.э. и для которой ему позировала легендарная красавица, гетера (в переводе «подруга», представительница свободной любви) Фрина. Скульптор изобразил богиню полностью обнажённой, свободно стоящей во весь рост и прикрывающей лоно правой рукой, возле гидрии (сосуда для воды), на которую она положила свои одежды, словно готовясь к купанию. Статуя была выполнена из мрамора, наделённого свойством, присущим именно греческому мрамору - способностью вбирать в себя свет и создавать, благодаря исключительно нежной обработке, впечатление лёгкой ауры, веющей над поверхностью и смягчающей контуры объёмов, словно бы растворяя их в окружающем воздухе.
Римский историк Плиний сообщает на основе дошедших преданий, что статуя "сделалась безмерно знаменита. Царь Никомед, желаю купить у книдян статую Афродиты, предлагал освободить их от всех долгов, которые были огромны. Но книдяне отвергли его предложение, предпочтя удержать статую".

Дама за туалетом, или Форнарина. Джулио Пиппи. Нач. 1520-х.

Картина «Дама за туалетом, или Форнарина» относится к началу 1520-х годов и принадлежит кисти Джулио Пиппи, по прозвищу Романо (Римлянин) (1499–1546), учеником Рафаэля, связанным с поколением мастеров – наследников великих гениев Возрождения. Работа Джулио Романо обнаруживает близость к произведению Рафаэля «Портрет молодой женщины, или Форнарина» (1518–1519; Рим, Галерея Боргезе). Как можно заметить, Романо близко следует образцу, однако он значительно смелее открывает фигуру своей героини, сделав ее почти полностью обозримой. Художник специально акцентирует ее наготу с помощью прозрачной вуали, которая не столько скрывает женские прелести дамы, сколько призывает напрячь зрение, чтобы их разглядеть. Но истинный посыл в обоих случаях, и у Рафаэля, и у Романо – попытка через светский жанр, родившийся на почве реальности, обратиться к поэтической органике мифа через мотив женской наготы.
Необычайная достоверность образа заставила искать в реальной жизни портретное сходство с изображённой женщиной, которую поочерёдно называли именами прекрасных итальянок - Лукреции Борджиа, Беатриче д'Эсте и, наконец, Форнарины. Любая из них тем самым становилась равной богине, что вполне соответствовало ренессансному представлению о человеке, великому диалогу с прошлым и его развитию в будущем.

Королева (Жена короля). Поль Гоген. 1895.

Картина основателя символизма в европейской живописи Поля Гогена "Te Arii Vahine. Королева (Жена короля)" (1895), была написана художником во время пребывания на Таити. Гоген был восхищён "Олимпией" Мане. Он сделал копию картины, а её фотографию взял с собой в Океанию, куда он отправился в поисках новых идей и новой жизни вдали от европейской цивилизации.  Свою героиню «королевского рода» художник нашел среди жителей островов Океании, в мире древних идолов и незнакомых богов, в атмосфере, овеянной духами предков, среди простых людей и их незамысловатых занятий: рыбная ловля, сбор плодов, молитва, беседа, отдых составляют приметы их бытия. В местных жителях художник обнаруживает систему пропорций греческих ваятелей. Местная красавица представлена им отдыхающей на зеленом склоне; она непринужденно повторяет позу и силуэт лежащей Венеры (и Олимпии, репродукцию которой Гоген взял с собой в свое экзотическое путешествие), свободной, однако, от всех атрибутов европейской цивилизации: не гетера, не мать семейства, а сама природа, воплощение человеческого естества, лишь подчеркнутая в этом своем значении организующей волей художника. В картине царит чувство радости и ощущение грядущего счастья.
В начале XX столетия эту картину именовали "Женщина под деревом манго", но сам Гоген назвал её "Королева", - возможно, так он титуловал свою "таитянскую Венеру" за ту магическую женственность, которая сразила его в "Олимпии".

Музей приглашает вас погрузится в атмосферу красоты и любви, зайти в затемнённый зал, где яркими пятнами света выделяются 4 прекрасных произведения, отражающих видение красоты в разное время и глазами разных художников. И вновь убедится, что есть неизменное, прекрасное и вечное - то, что мы проносим через века, передавая из поколения в поколение.

При написании статьи использовался буклет ГМИИ им. А.С. Пушкина. "Олимпия" Эдуарда Мане из собрания Музея д'Орсэ (Париж)"


Выставка продлится до 25 июля 2016 года.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;
чт, пт с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.
Цена билета: В рабочие дни
с 11:00 до 13:00: 300 р., льготный 150 р.,
с 13:00 до 17:00: 400 р., льготный 200 р.
с 17:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
По пятницам, во время проведения мероприятий "Пятницы в Пушкинском":
с 17:00 до закрытия музея: 700 р., льготный 350 р.
В выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 400 р., льготный 200 р.
с 13:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
Бесплатные категории – бесплатно.

Посетители могут приобрести в кассе или онлайн входные билеты в Главное здание музея и доплатить на кассе за посещение выставки Кранахов.
Доплата к входным билетам (в том числе, комплексным) составляет:
в рабочие дни
с 13:00 до 17:00: 100 р., льготный 50 р.
с 17:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
в выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 100 р., льготный 50 р.
с 13:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
Билет, приобретенный онлайн, дает право прохода на выставку без очереди через через служебный подъезд №5.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГМИИ им А.С.Пушкина, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment