mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Глазами памяти». Образ русской усадьбы в фотографии. 1860–1920-е - отчёт.

Государственный исторический музей представляет выставку «"Глазами памяти". Образ русской усадьбы в фотографии 1860–1920-е». Экспозиция позволяет проследить эволюцию усадебной темы в отечественном фотоискусстве. На выставке представлено 170 работ из собрания Исторического музея, дополненные фотографиями Мультимедиа Арт Музея и Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Ателье «Шерер и Набгольц, бывшее А. Бергнер». Усадебный дом в Кусково. 1865-1868.
Отпечаток на соленой бумаге, картон.

Граф С.Д. Шереметев вспоминал о посещении Кускова в августе 1860 г. после долгого перерыва: «Вот наконец раздвинулась роща: мы очутились на берегу давно знакомого пруда, и нам открылся весь вид на кусковский дом с церковью, конюшнею, кухнею, слободою и парком… Я тотчас узнал все комнаты, нашел один дорогу в спальную матери, там, где она одиннадцать лет тому назад скончалась. Здесь все кроме мебели, было по-старому».

Даниил Михайлович Асикритов (1856-?). Портрет графа Сумарокова-Эльстона в Архангельском. Около 1900.
Коллоидный отпечаток.

Первые усадебные фотографии, выполненные в профессиональных ателье парадные, часто большие по размеру репрезентативные изображения, наследовали традиции видовой живописи и графики первой половины XIX в.
Владельцы усадеб заказывали наиболее выигрышные фотографические виды ландшафта и архитектурных комплексов, изображения характерные и для графических серий: главный и парковый фасад большого дома, церковь, цветущий партер парка, различные павильоны, озеро с беседками, оранжерея, хозяйственные постройки. Особенность ранней усадебной фотографии, как и видовой фотографии вообще, - приверженность панорамной съемке, построение изображения по живописным канонам с доминантой пейзажного первого плана, с основными памятниками на дальнем плане и выбором хрестоматийных видовых точек.
Ателье «Фотография Воскресенского монастыря иеродиакона Диодора». Панорама Кусково из-за пруда. 1880-е.
Альбуминовый отпечаток, картон.

Фотографии, вероятно, были выполнены после обновления усадьбы, предпринятого по заказу графа С.Д. Шереметева, «опытной рукою» архитектора Н.В. Султана в 1878-1885 гг. Был проведен капитальный ремонт дворца, павильонов и церкви, позднее – гидротехнические работы. 15 мая 1886 г. Кусково посетил император Александр III с императрицей Марией Федоровной и наследником.
Неизвестный скульптор. Венера на корточках. Первая четверть XIX века. Мрамор.

В первое десятилетие XX века гибельное положение усадебного наследия побудило некоторых фотографов обратиться к съемке архитектуры и видовому жанру с целью фотодокументирования памятников старины. А распространение фотоаппаратов привело к появлению документальной съемки частной жизни на память.
Неизвестный фотограф. Мост в парке Одинцова-Архангельского. 1900-е.
Отпечаток на соленой бумаге, картон.

Владимир Иванович Часовников (работал в 1890-1900-х). Бурелом в Люблино. 1904.
Гуммиарабик, картон.

Фотографию можно датировать июнем 1904 г., когда на Москву и ее окрестности обрушился ураган. Барон Н.Н. Врангель ообщал, что в Люблино «в 1904 году страшный ураган вырвал с корнем 100 десятин засаженных старыми деревьями». По описани. Ю.А. Бахрушина, посетившего соседние Кузьминки, «… там перед нашими взорами предстала невероятная картина катаклизма происшедшего в природе. Деревья старинного парка были переломаны, как щепки, и взялись причудливыми грудами в полном и непонятном беспорядке». Фотография отмечена бронзовой медалью 4-го конкурса РФО в 1905 году.
Алексей Сергеевич Мазурин (1846 – после 1914). В сугробах. До 1908 г.
Гуммиарабик, картон.

Снимок опубликован в журнале «Вестник фотографии», N 4 за 1908 г. По оценке редактора журнала Н.С. Короткова, «… эта вещь хороша не деятельностью, а общим впечатлением, безусловно оправдывающим то название, которое автор дал своей картине. Главный мотив выдержан прекрасно, и если мы не находим в нем того яркого снега, которого обыкновенно ищут фотографы, то это объясняется самой сущностью снимка. Очевидно, он сделан при пасмурном небе, весной, когда снег оседает… Приняв все это во внимание, я прихожу к заключению, что автор вполне достиг своих намерений и создал картинку, достойную полного внимания».

Иван Григорьевич Дьяговченко (1835-1887). Великий князь Сергей Александрович, великий князь Павел Александрович, великая княгиня Елизавета Федоровна и великая княжна, герцогиня Саксен-Кобург-Готская и Эдинбургская Мария Александровна в Архангельском. 1884. Альбуминовый отпечаток, картон.

Иван Николаевич Александров (работал 1890-1935). Вид с террасы в Архангельском. 1904. Коллоидный отпечаток, картон.

Благодаря планировке террас создавался эффект бесконечной переспективы с лугами за Москвой-рекой. В объектив фотографа попал любимец семьи Юсуповых французский бульдог, о котором Ф.Ф Юсупов трогательно вспоминал: «Восемнадцать лет Гюгюс был моим спутником, неотлучным и преданным».
Неизвестный скульптур. Амур. Начало XIX в. Мрамор.

События 1917 года и последовавшие за ними изгнания владельцев из имений привели к быстрой деградации и разграблению усадебных домов. При этом возможность изучения усадебных предметов, широкий доступ к архитектурным ансамблям и коллекции пробудили небывалый интерес исследователей к усадебному наследию, выразившийся в распространении документальной фотографии. Но посмотреть фотографии первых советских фотографов вам придется самим. Где? Конечно в музее.

Д.М. Асикритов. Портрет княгини З.Н. Юсуповой в Архангельском. Около 1900.

Изучение этих фотографий, незаметно вводит вас в мир русской усадьбы, в давно ушедшее время. Многое изменилось, но что-то осталось незыблемым. Как например желание сфотографировать последствия урагана, ведь многие и после урагана 1998 года в Москве ходили смотреть и фотографировать последствия. Все это было не чуждо и первым фотографам. А семейные альбомы откроют вам повседневную жизнь маленьких усадеб и аристократических загородных дворцов. Приходите в Государственный исторический музей, который вновь открывает для нас страницу истории. А уж для любителям фотографии или людям интересующимся москвоведением, надо обязательно идти - ведь многие усадьбы уже давно вошли в черту нашего города.

Выставка продлится до 25 июня 2016 года.

Адрес: Государственный Исторический музей, Красная пл., 1. Зал №36.
Режим работы: пн, ср, пт, сб, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) чт,с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00)
вторник - выходной.
Цена билета: 350 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments