mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Греческое золото" - отчёт. Часть 1.

В Государственном историческом музее проходит выставка под названием «Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров из собрания Исторического музея». Экспозиция посвящена ювелирному искусству греков и варваров, некогда обитавших на берегах Черного моря. Предметный ряд выставки включает около 200 золотых украшений VI в. до н.э. – V в. н.э. и более 100 золотых монет греческой и римской чеканки из собрания музея.
Диадема погребальная. I-II вв. н.э. Керчь, Собрание Е.Р. Запорожского. Золото, сердолик.

Золотые украшения носили в Греции и женщины, и мужчины. Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотыми бляшками. В греческих городах Малой Азии, вероятно, под влиянием традиций соседних народов, мужчины значительно чаще украшали себя драгоценностями. Известны изображения мужчин в серьгах и браслетах.
Погребальный венок. Последняя четверть II – начало I вв. до н.э. Краснодарский край, пос. Сенной, Некрополь Кеп, курган 17(18).
Раскопки Н.П. Сорокиной, 1978 г. Золото, серебро.

Золотые изделия служили своему владельцу при жизни и сопровождали его в последний путь. В погребениях греческой знати находят золотые ювелирные украшения, роскошные венки, наглазники и нагубники, имитирующие золотую лицевую маску.
Оправа ритона с рельефным изображение грифонов. II – первая половина I вв. до н.э.
Кубанская область, Екатеринодарский отдел, Севернский курган. Золото
.

Ритон (др.-греч. rhyton — рог для питья, от др.-греч. rheo — теку) — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога. Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из металла (золота и др.), глины, кости, рога. Имеют отверстие в нижнем узком конце.
Подвеска в виде головы быка. IV – III вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурчакова. Золото.

На выставке представлены греческие ювелирные украшения из Пантикапея, Херсонеса, Кеп и других античных городов региона.
Греки в Северном Причерноморье изначально жили в окружении варваров – скифов, меотов, а затем – сарматов. Варвары знали цену золота. С его помощью скифская, а позже и сарматская знать подчеркивала свою власть и богоизбранность. Не случайно в раскрытых в Поднепровье и Крыму царских захоронениях обнаружены сотни великолепных золотых украшений, дорогое оружие, золотые сосуды.
Бляшка нашивная с изображение скифского война. Середина – третья четверть IV в. до н.э. Собрание графа А.С. Уварова.
Ювелирное изделие из кургана Куль-Оба (Керчь).

С VI—V вв. до н. э. золотые изделия из скифских погребений отражают греческие традиции. Многие из них выполнены греческими мастерами и их скифскими учениками. Поразительно искусство греческих ювелиров, сумевших не только запечатлеть в золоте любимые варварам мотивы, но и создать целую галерею образов скифов. Наиболее выразительны показанные на выставке золотые бляшки из кургана Куль-Оба, открытого неподалеку от Керчи, которые представляют как греческие мифологические традиции, так и местные скифские мотивы.
Фрагмент обкладки горита с изображением фигуры Скиллы. Первая четверть IV в. до н.э. Собрание графа А.С. Уварова.
Ювелирное изделие из кургана Куль-Оба (Керчь).

Горит — деревянный футляр для лука и стрел, использовавшийся, в основном, скифами в конце VI — начале II веков до н. э.
Скилла (др.-греч. Σκύλλα, в латинской транслитерации Сци́лла, лат. Scylla) — морское чудище из древнегреческой мифологии. Скилла наряду с Харибдой согласно древнегреческой мифологии представляла собой смертельную опасность для любого, кто проплывал мимо неё.
Подвеска. Середина – вторая половина IV в. до н.э. Краснодарский край, пос. Сенной, Кепы.
Курган 1, погребение 7.
Раскопки Н.И. Сокольского, 1961 г. Золото, халцедон, гранат.

В Одиссее Харибда изображается как морское божество (др.-греч. δία Χάρυβδις), обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Скиллы. В некоторых сказаниях Скилла иногда представляется красивой девушкой: так, её любви искал Главк, но волшебница Кирка сама пленилась Главком. Скилла привыкла купаться, и Кирка из ревности отравила воду снадобьями, и Скилла стала свирепым зверем, её красивое тело было изуродовано, нижняя его часть обратилась в ряд собачьих голов.
Фигурный сосуд – лекиф в виде головы девушки в головном уборе. Аттика. IV в. до н.э. Керчь.
Собрание А.М. Подшивалова. Глина.

Лекиф (др.-греч. λήκυθος) — древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V веке до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка. Лекифы часто украшались росписями разными красками по белому фону. Если лутрофоры в свадебных и погребальных обрядах символизировали незамужнюю женщину, то лекиф соотносился с неженатым мужчиной. Лекифы также изображались рельефами или скульптурно в местах погребения в качестве художественных элементов надгробий, в частности на кладбище Керамик в Древних Афинах.
Серьга с подвеской в виде фигурки оленя. Серьга – I в. до н.э. – I в. н.э., подвеска IV –III вв. до н.э. Керчь. Золото.

Стеклянный канфар в золотой оправе. II – первая половина I вв. до н.э. Краснодарский край. Северный курган.
Раскопки казаков 1881 г. Стекло, золото, сердолик, гранат.

Канфар (др.-греч. κάνθαρος) — древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками. Из канфаров пили греческие боги, например, с канфаром часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа. Таким образом, как сосуд для питья канфар нёс в себе религиозную нагрузку. Возможно, что изначально канфар использовался исключительно для культовых обрядов.

Завершают выставку украшения начала эпохи Великого переселения народов, когда греческая цивилизация в Северном Причерноморье была сметена воинственными кочевниками, пришедшими из далеких восточных степей.
Фибула с изображением грифона. I-II век. Кубанская область, Екатеринодарский отдел, Северский курган. Золото.

Скоба для подвешивания ножен меча или кинжала в виде змеи. IV-V вв. Золото, гранат.

Зеркало. Конец II-I вв. до н.э. Волгоградская область, Николаевский район, курганный могильник «Майеровский III», женское погребение.
Раскопки Н.Б. Скворцова, 2002 г. Золото бронза.

Фибула с цветными вставками и сканным орнаментом. II – первая половина I вв. до н.э.
Кубанская область, Екатеринодарский отдел, Северский курган. Золото.

Украшение погребального головного убора, состоящие из пластин с тисненными изображениями львов и крылатых грифонов, терзающих оленя, пластины – метопиды с растительным орнаментом и лент-венчиков с амфоровидными подвесками. IV в. до н.э. Золото.

Фрагмент. Тарелка с изображением «прорастающей девы» - Rankenfrau. Конец IV –III вв. до н.э.
Краснодарский край, ст. Мариинская. Серебро, позолота.

Приходите в музей увидеть блеск благородного металла, на котором каждая культура оставила свой неповторимый след. И сейчас мы можем восхищаться работой мастеров древности, их мастерством и сюжетами. Античность и музей ждут вас. Не упустите случая прикоснуться к древней истории.


Выставка продлится до 25 июля 2016 года.

Адрес: Красная пл., д. 1
Режим работы:пн, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00; пт, сб с 10:00 до 21:00. Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.
Вторник - выходной.
Цена билета: 350 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments