?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы продолжаем рассказ о музеях Петербурга. И на очереди у нас Мемориальный музей А.В. Суворова. Еще задолго до нашего приезда в Санкт-Петербург мы хотели посетить его, и во время пребывания в городе нам это удалось. К сожалению, сейчас невозможно увидеть всю красоту здания, в котором размещается музей. Идет его реставрация, но к следующему году эта шкатулка в псевдорусском стиле заиграет всеми своими гранями и красками.

Фотография с сайта Государственного мемориального музея А.В. Суворова.

Мы же перейдем к рассказу о самом музее и его истории. Строился он в 1901-1904 годах по Высочайшему соизволению Императора Николая II. Пожертвования на его строительство поступали от широких кругов военной и гражданской общественности. Лейб-гвардии Преображенский полк выделил место для музея – часть своего плаца на Кирочной и Таврических улицах.

Витраж в зале музея.

Торжественное открытие и церковное освящение Суворовского музея состоялось в день 175-летней годовщины со дня рождения полководца, 13 сентября (по ст. стилю) 1904 года, в присутствии Императора Николая. В 1918 году, в связи с революционными событиями и эвакуацией коллекции вглубь страны, музей был закрыт. Музейное собрание совершило поездку до границ нашей страны на Дальнем Востоке, но все-таки сохранилось для будущих поколений. После Великой Отечественной войны в 1951 году, когда потребовалось вспомнить историю русских полководцев, по распоряжению И.В. Сталина музей был вновь открыт, но уже как военно-исторический. В 1991 году музею был возвращен первоначальный статус мемориального музея.

Зал музея.

Коллекция музея изначально формировалась за счет даров почитателей памяти полководца. В 1900 году Владимир Владимирович Молоствов, потомок Суворова и владелец села Кончанское, подарил музею подлинную суворовскую Кончанскую церковь со всем убранством и хранившиеся в ней награды Александра Васильевича, его подзорную трубу и даже первую надгробную плиту, установленную на могиле Суворова в день похорон 12 мая 1800 года. Церковь была разобрана и перевезена в Петербург, где её собрали под наблюдением Строганова и фон Гогена. К сожалению, сама церковь да наших дней не сохранилась. Но в музее находится макет церкви сооружённый из обрезков старого дерева, оставшегося после сборки храма ефрейтором лейб-гвардии Саперного батальона Лукиным.

Предметы из «Суворовского сборника» В.П. Энгельгардта, собраны в Швейцарии в конце XIX в, и подарены Суворовскому музею в 1902 году.

Вторая коллекция – суворовские документы, подаренные музею Императором Николаем II в 1902-1904 годах. Третья коллекция – это знаменитое собрание известного астронома и поклонника суворовского таланта Василия Павловича Энгельгардта, собиравшего реликвии, связанные со Швейцарским походом полководца. Тринадцать ящиков общим весом 955 кг были присланы им в адрес музея в 1902 году.

А.В. Суворов. Копия И.К. Репина с ориг. И.Н. Шредера, 1904 г. Гипс.

Бронзовая авторская скульптура установлена на парадной лестнице здания Главного штаба на Дворцовой площади.
Но что именно современные посетители увидят в залах музея? Вас встретит центральный зал, в котором главное место занимают орденские ленты и шитые звезды орденов, принадлежащих А.В. Суворову.

Витрина с орденскими лентами и шитыми звездами орденов, принадлежащих А.В. Суворову.

Здесь можно увидеть, кроме наград Российской империи, ленту и звезду военного ордена Марии Терезии. Суворов был награжден 1-й степенью этого австрийского ордена 12 октября 1799 года за Швейцарский поход. Именно с этот орден стал примером для Екатерины Великой при создании российского ордена Святого Георгия.

Звезда Военного ордена Марии-Терезии (Австрия). Дар В.В. Молоствова, 1900 г.

Также из мемориальных предметов стоит обратить внимание на две шпаги прославленного полководца.

Фрагмент. Шпага А.В. Суворова. Дар правнучек Суворова Веры Александровны и Любови Александровны Тылызиных, 1901 год.

Один из залов музея знакомит нас не только с жизнью Александра Васильевича, но и его отца. И если о генералиссимусе мы все хоть что-то да слышали, то фигура его отца оказалась скрыта под славой его сына. А человек был интереснейший и, на наш взгляд, очень повлиявший на формирование мировоззрение полководца.

Василий Иванович Суворов. Неизвестный художник. 2-я половина XVIII века. Дерево, масло.

Василий Иванович Суворов был служащим тайной канцелярии или как называлась при Петре Великом эта контора – Преображенского приказа. При Анне Иоановне вершил суд над опальным князем Иваном Долгоруким, который обвинялся в подделке подписи Императора Петра II на завещании. Это разбирательство привело опальных князей на эшафот. При Императрице Елизавете Петровне в чине генерал-майора назначен членом Военной коллегии. В январе 1761 года стал третьим по счету генерал-губернатором Пруссии. Здесь в королевском замке Кёнигсберга после ранения гостил его сын Александр. К сожалению, Королевский замок не дошел до нас.

Ключ от ворот прусской крепости Мемель, взятой русскими войсками в 1757 г.

Василий Иванович участвовал в заговоре против Петра III, причем именно он ездил разоружать верных Петру III голштинцев. И хотя сейчас помнят Орловых и еще Дашкову, которые участвовали в перевороте, Василий Иванович заслуживает не меньшей памяти потомков. Ведь без его участия голштинцы могли повернуть историю в другое русло. При императрице Екатерине II Василий Иванович занимался политическим сыском, в марте 1763 года получил чин генерал-аншефа. Биографы Суворова приводят следующее высказывание императрицы о его родителе:
« Суворов мне очень предан и в высокой степени неподкупен; он без труда понимает, когда возникает какое-нибудь важное дело в тайной канцелярии; я бы желала доверяться только ему, но должна держать в узде его суровость, чтобы она не перешла границ, которые я себе предписала».
Согласитесь, весьма богатая и насыщенная событиями биография. И здорово, что музей рассказывает своим посетителям о ней.

Фрагмент. Наградные серебряные трубы за взятие Берлина русскими войсками 1760 г.

В залах музея можно увидеть различные портреты Александра Васильевича Суворова. Здесь есть работы неизвестных русских художников и прославленных зарубежных. Каждый из них по-разному представлял великого полководца.

Суворов А.В. Неизвестный художник. Последняя четверть XVIII века. Холст, масло.

Это так называемый астраханский портрет Суворова, его первое прижизненное изображение. Портрет был подарен музею императором Николаем II через военного министра генерала от инфантерии А.Н. Куропаткина. Здесь Суворов изображен в генеральском вицмундире, со знаками орденов св. Александра Невского и св. Георгия Победоносца 2-й степени. Говорят, что современники признавали, будто портрет был похож на своего владельца.

Фрагмент. Суворов А.В. Йозеф Крейцингер. Австрия, Вена. 1799 г. Холст, масло.
А здесь Суворов изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка времени царствования Павла I, с орденскими знаками св. Андрея Первозванного, св. Георгия Победоносца 1-й степени, св. Анны и св. Иоанна Иерусалимского (три орденские звезды изображены неверно), с жалованным портретом австрийского императора Франца II в бриллиантовой рамке.

Эрцгерцог Карл (1771-1847). И. Нейдль с оригинала И. Крейцингера, 1799 г.

В музее есть портрет эрцгерцога австрийского того же художника. Где видно поразительное сходство двух исторических персонажей. Видимо автор настолько хорошо писал особ императорской фамилии Австрии, что сбивать руку на русском полководце не стал. Кстати, это последний прижизненный портрет Александра Васильевича.

Суворов А.В. Миниатюра. К. Бешон (C. Bechon). 1795. Картон, акварель. Диаметр 7,4 см.

На этой миниатюре полководец изображен в мундире генерал-фельдмаршала образца 1764 года с бриллиантовым эполетом на правом плече, со знаками орденов св. Александра Невского, св. Георгия Победоносца 1-й степени, с жалованным портретом австрийского императора Франца II , в правой руке фельдмаршальский жезл, в левой – шляпа с алмазным бантом.
Стоит обратить внимание, что алмазный эполет и бант на шляпу также являются наградами. 2 сентября 1793 года за укрепление южных границ России Суворову были пожалованы алмазный эполет и перстень. За военные действия в Польше 26 октября 1794 года пожалован алмазный бант к шляпе.
Но самый, на наш взгляд, замечательный портрет Суворова создан для удовлетворения потребителей желающих иметь портрет прославленного полководца. Кого интересует, что там изображено? Подпись есть. Покупай, а то разберут! Встречайте Джордж Вашингтона в роли генералиссимуса всех российских войск князя Италийского Александра Васильевича Суворова-Рымникского.

Портрет Джорджа Вашингтона. Издан в Лондоне в 1799 г. с подписью «Граф Суворов-Рымникский».

Еще одно представление о Суворове в Британии, это конечно карикатура. Но как они смеют обижаться, что мы не правильно произносим фамилию Шекспир? Фамилию Суворова они даже написать правильно не смогли.

Карикатура «Суворов, ведущий на веревке французскую Директорию». Дж. Джилрей, Англия, 1799 г.

Любопытный посетитель может обратить внимание на портрет жены Суворова Варвары Ивановны. В январе 1774 года в Москве состоялось венчание 44-летнего А.В. Суворова и 23-летней В.И. Прозоровской.

Суворова Варвара Ивановна. В. Домашев, копия с неизвестного оригинала последней четверти XVIII века.
Холст, масло.

Жена полководца (выбранная его отцом) происходила из старинного, но обедневшего аристократического рода, приходилась племянницей двум фельдмаршалам – князю А.М. Голицыну и графу П.А. Румянцеву-Задунайскому. Брак казался выгодным обеим сторонам, так как Суворов считался состоятельным женихом с блестящим будущим. Различия в характерах и взаимная неуступчивость привели к тому, что в 1779 году наступил серьезный разлад, едва не окончившийся разводом. В 1784 году, за два месяца до рождения сына Аркадия, наступил окончательный разрыв. Варвара Ивановна провела оставшуюся часть жизни в Москве и проживала на назначенную мужем пенсию. По восшествию на престол Александра I , была пожалована в статс-дамы и кавалерственные дамы ордена св. Екатерины большого креста.

Камергерский ключ Аркадия Александровича Суворова. Бронза, муар. Дар В.В. Молоствова, 1900 г.

Еще одни интересный предмет не связный с сами полководцем, но принадлежавший его сыну. 14 апреля 1798 года Аркадий Суворов был пожалован в камергеры великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). К сожалению Аркадий Суворов утонул в той самой реке, название которое было присоединено к фамилии Суворовых.

Грамота о производстве А.В. Суворова в поручики. 25 апреля 1754 года. Дар Императора Николая II, 1904 год.

10 мая 1754 года поручик А.В. Суворов был назначен в Ингермандландский пехотный полк. Документ подписали: полковой командир, генерал-фельдмаршал С.Ф. Апраксин и член Военной коллегии генерал-майор В.И. Суворов.
Так что на этой интересной бумаге, относящемся к жизни будущего генералиссимуса, есть ещё и автограф его отца.

Подпись генерал-майора В.И. Суворова.

Вообще нас очень порадовало то, что в музее можно увидеть много различных документов, связанных с жизнью и ратными успехами Александра Васильевича. Например, вот это письмо от Павла I.
http://136.r.photoshare.ru/01366/00d06f72e0e4188a543bd6f05d1315794fbedef6.jpg
Письмо Павла I Суворову о производстве его в генералиссимусы всех российских войск.
«Генералиссимусу, князю Иатлийскому графу Суворову-Рымникскому. Побеждая повсюду и во всю жизнь вашу врагов отечества, недоставало вам ещё одного рода славы: преодолеть саму природу, но вы и над нею одержали ныне верх. Поразив еще раз злодеев веры, попрали вместе с ними козни сообщников их, злобою и завистью против вас вооруженных. Ныне, награждая вас по мере признательности моей и ставя на высший степень, чести и геройству предоставленный, уверен, что возожу на оный знаменитейшего полководца сего и других веков, и проч.»
Павел. Гатчина, октября 29 дня 1799 года.
Или еще один документ - письмо от Сардинского короля Карла-Эммануила А.В. Суворову от 15 августа 1799 года, в котором сообщается, что А.В. Суворов возведен сардинским королем в достоинство князя с титулом «кузен короля» и в великие фельдмаршалы сардинских войск, награжден орденами Св. Благовещения и Св. Маврикия и Лазаря. Павел I давая разрешение Суворову принять титул, написал: «Через сие вы и мне войдете в родство, быв единожды приняты в одну царскую фамилию, потому, что владетельные особы между собою все почитаются роднею».
Ещё в экспозиции можно увидеть прекрасные макеты двух битв: при Кунерсдорфе 1(12) августа 1759 года и Требии 7 (18) 1799 года.

Фрагмент. Макет сражения при Кунерсдорфе 1 (12) августа 1759 года.


Фрагмент. Макет сражения при Кунерсдорфе 1 (12) августа 1759 года.

На макете изображено положение войск к 17 часам. Макет изготовлен членами клуба любителей военно-исторической миниатюры С.В. Кондрашовым, А.Н. Лукирским, В.Н. Нуждиным и Н.Г. Рогулиным в 1993-1994 годах.
В завершение нашего рассказа о замечательном музее, где великий полководец предстает перед нами человеком, а не только полководцем, хочется обратить ваше внимание на еще один экспонат.

Посмертная маска А.В. Суворова. Бронза. Дар экспедиции заготовления Государственных бумаг. 1900 г.

«Ваша кисть изобразит черты лица моего – они видны; но внутренее человечество мое сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего; во сю жизнь мою никого не сделал несчастным; ни одного приговора на смертную казнь не подписывал; ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик; при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим».
А.В. Суворов.

Мы выражаем огромную благодарность сотрудникам музея за аккредитацию и рассказ об экспозиции музея.

При написании статьи использовалась информация с сайта музея и каталог «Живописный портрет XVIII –начала XX века из собрания Государственного мемориального музея А.В. Суворова».
При посещении музея мы рекомендуем вам взять аудиогид или заказать экскурсионное обслуживание. Тогда вы точно не пройдете мимо интереснейших экспонатов в витринах музея.
И обязательно внимательно читайте все подписи к экспонатам, там кроется много интересного и важного.


Адрес: Санкт-Петербург, Кирочная ул., 43.
Время работы: вторник, четверг – воскресенье – 10:00 – 18:00; среда с 13:00 – 21:00. Понедельник – выходной.
Стоимость билетов: 120 руб, есть льготы. (Пластиковые карты касса не принимает)
Аудиогид: 100 руб, залог 300 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “Санкт-Петербург” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com