mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Королевские игры" - отчёт.

Сегодня мы восполним наше упущение связанное с нашим отпуском. Дело в том, что в Москве полным ходом идет выставка, для которой невозможно подобрать эпитеты. Государственный Исторический музей представляет экспозицию «Королевские игры. Западноевропейское оружие и доспехи периода позднего Ренессанса из собрания Исторического музея».

Многие предметы, составившие основу экспозиции – уникальные произведения искусства, созданные по индивидуальному заказу придворными оружейниками габсбургского императорского двора, княжеских дворов Дрездена и Брауншвейга, мастерами крупнейших художественных и ремесленных центров – Аугсбурга и Нюрнберга. Вас будет окружать удивительные и изящные орудия убийства и защиты. Эта смертельная красота наполнена символическим смыслом мифов и библейских сюжетов.
Конная сшибка герцога Иоганна Фридриха Великодушного и Георга фон Харсталля в 1527 г.
Иллюстрация из «Турнирной книги Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонии». Бумага, фототипия.

Одним из самых красивых развлечений средневековья, конечно были турниры. Во времена Ренессанса они стали еще пышнее и превращались в красочное незабываемое зрелище, где могло произойти и трагическое событие. Любовь к турнирам - смертельное пристрастие, это нам завещал король Франции Генрих II. А обывателю это вдвойне увлекательно, ведь со времен Рима ничего не изменилось, и культурный налет слетит в мгновение ока.
Доспех полевой и турнирный «Академический». Священная Римская империя германской нации. 1570-1575.
Сталь, латунь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золотая наводка.
Принадлежал одному из представителей курфюрсшеского дома Бранденбургов.

На рубеже XVI – XVII века турниры перестают быть публичным зрелищем и превращаются в придворные торжества, что характерно для барочных празднеств. Так в 1590 году состязание с кольцом в Дрездене проводились во внутреннем пространстве дворца, как и турнир в Мюнхене в 1613 году в честь свадебных торжеств Вольфгана Вильгельма Пфальц-Нойбургского и Магдалены Баварской.
Фрагмент. Доспех полевой и турнирный «Академический».
Священная Римская империя германской нации. 1570-1575.
Сталь, латунь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золотая наводка.
Принадлежал одному из представителей курфюрсшеского дома Бранденбургов.

Копейные состязания проводились в XVI веке по всей Европе. Парные поединки на копьях дольше всего сохранились в Италии и Священной Римской империи. Известно, что барьерный турнир с копьями состоялся в Болонье зимой в 1655/56 году по случаю визита шведской королевы Христины.
Фрагмент. Доспех трехчетвертной. Священная Римская империя германской нации, Саксония. 1560-1570-е.
Сталь, кожа, краска; ковка, выколотка, воронение, травление, гравировка, резьба, лак.
На нагруднике – надпись: «GOT ALEIN DIE EHR» (Бог – единственная честь), изображения Распятия с коленопреклоненным рыцарем, Правосудия в виде женской фигуры с мечом и весами и подпись «IUSTICIA».

В XVI –XVII веках понятие «скачки» уже охватывали достаточно широкий спектр конных состязаний, включая не только поединки на копьях, но и состязания с кольцом либо манекеном, когда всадник должен был на скаку поразить неподвижную цель. В Англии и Франции после гибели Генриха II на турнире в Пансе стали отдавать предпочтение более безопасным видам состязаний. В частности, получили распространение виды состязаний, демонстрирующих ловкость и мастерство всадника, - упражнения с кольцом, манекеном или головой «мавра» («турка»). В таких соревнованиях кроме копья использовались и более актуальные для военного дела того времени виды оружия – кавалерийский меч и пистолет.
Доспех полевой и турнирный. Принадлежал герцогу Юлиусу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому. Священная Римская империя германской нации, Брауншвейг-Вольфенбюттель. 1560-1568 гг. Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, чернь.

Доспех относится к группе памятников, известных в настоящее время как «свадебные доспехи» герцога Юлиуса Брауншвейг-Вольфенбюттельского (1528-1589), выполненных в «брауншвейгском» стиле. Этот стиль характеризуют кайма по кромкам декоративных полей, имитирующая жемчужную нить, и определенное художественное оформление – широкое горизонтальное поле с фигурным нижнем краем в верхней части нагрудника и прикрытия сины, а так же три вертикальных трапециевидных поля на нагруднике и на спине.
Фрагмент. Доспех полевой и турнирный. Принадлежал герцогу Юлиусу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому. Священная Римская империя германской нации, Брауншвейг-Вольфенбюттель. 1560-1568 гг. Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, чернь.

Конные поединки с копьем и мечом постепенно уступали мето упражнениям, которые тренировали ряд навыков, необходимых кавалеристам «нового строя». Алесандро Массарио Малатеста в своем «Искусстве кавалерии» говорит о том, что турниры не могут быть только придворным зрелищем. По его мнению, все виды турнирных состязаний имеют отношение к реальной войне.
Доспех полевой и турнирный. Священная Римская империя германской нации, Германия. 1539-1542 гг.
Принадлежал Иохиму II Гестору, курфюрсту Брандербургскому.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золочение.

Доспех украшен выколоченными по форме орнаментальными рельефами; декорирован позднеренессансным орнаментом с растительными изображениями совы , сирены, фантастических птиц и русалок, выполненными в технике травления, гравировки и золочения.
Шлем от полевого и турнирного доспеха. Мастер Петер фон Шпеер. Саксония, Аннаберг. 1560 г.
Сталь, латунь, кожа; ковка, выколотка, гравировка, травление, резьба, лак.
Принадлежал Иохиму II Гектору курфюрсту Бранденбургскому.

Шлем – бургундский армэ, с гребнем и полным рифленым жгутом по нижнему краю. Оформление, выполненное в технике травления и гравировки, располагается по кромкам деталей, гребню и параллельных ему полосам на своде шлема и забрала.
Фрагмент. Шлем от полевого и турнирного доспеха. Мастер Петер фон Шпеер. Саксония, Аннаберг. 1560 г.
Сталь, латунь, кожа; ковка, выколотка, гравировка, травление, резьба, лак.
Принадлежал Иохиму II Гектору курфюрсту Бранденбургскому.

На лицевой части забрала слева круглый медальон с сюжетной композицией «Венера и Амур» (?). Техника травления с гравировкой, черненный фон со светлыми точками в сочетании с растительным орнаментом характерны для мастеров Саксонии и Нижней Саксонии. Шлем северогерманского ренессансного парадного доспеха выполнен для Иохима II Гектора (1505-1571) по случаю свадьбы его дочери Хедвиги с герцогом Юлиусом Брауншвейгским (1528-1589).
Доспех полевой и турнирный. Мастер Конрад Зойзенхофер, Художник Даниил Хопфер. Священная Римская империя героманской нации, Австрия, Тироль, Инсбрук. 1512-1515 гг.
Принадлежал Фридриху II герцогу Легницы и Бжега.
Сталь, латунь,кожа; ковка, слесарная работа, выколотка, травление, гравировка, золочение.

В состав доспеха входят: шлем, нагрудник, защита спины, полная защита рук и ног. Шлем – бургундский арме; фиксируется на горловине ожерелья. Защита рук состоит из оплечий, наручей и латных рукавиц. Нагрудник шаровидной формы. К нижней части нагрудника и защиты спины пристегивается гофрированная съемная юбка, которая фиксируется штифтами с крючком. Поверх юбки надевается еще одна, с глубокими вырезами под седло спереди и сзади, состоящая из двух гофрированных пластин на шарнире, так же застегивающаяся на штифт с крючком. Защита ног состоит из налядников, наколенников и наголенников с сабатонами в форме «медвежьей лапы».
Фрагмент. Доспех полевой и турнирный. Матер Конрад Зойзенхофер, Художник Даниил Хопфер. Священная Римская империя германской нации, Австрия, Тироль, Инсбрук. 1512-1515 гг.
Принадлежал Фридриху II герцогу Легницы и Бжега.
Сталь, латунь,кожа; ковка, слесарная работа, выколотка, травление, гравировка, золочение.

Оформление доспеха выполнено в технике травления с гравировкой и золочением. Травление разной глубины по стали, изобретенное немецким художником и оружейником Даниилом Хопфером (1470-1536), технологически является прототипом офорта. Часть декора имитирует разрезы на ткани и служит одним из признаков костюмного стиля, популярного в начале XVI века, когда оформление доспехов повторяло придворную одежду.
Фрагмент. Доспех полевой и турнирный. Матер Конрад Зойзенхофер, Художник Даниил Хопфер. Священная Римская империя германской нации, Австрия, Тироль, Инсбрук. 1512-1515 гг.
Принадлежал Фридриху II герцогу Легницы и Бжега.
Сталь, латунь,кожа; ковка, слесарная работа, выколотка, травление, гравировка, золочение.

Несмотря на непосредственную связь турнира и военного дела, в XVI веке турниры представляли собой не только демонстрацию военных навыков, но и театрализованную постановку. Такие состязания были не буквальными повторения турниров XII века, а их имитацией, игровым воспроизведением подвигов легендарных героев. Игровая составляющая турнира заключалась во «вживании» в образ выбранного героя, короля Артура или Гектора, что являлось отличительной особенностью «рыцарского возрождения» - периода романтизации рыцарской истории.
Фрагмент. Доспех полевой и турнирный. Матер Конрад Зойзенхофер, Художник Даниил Хопфер. Священная Римская империя германской нации, Австрия, Тироль, Инсбрук. 1512-1515 гг.
Принадлежал Фридриху II герцогу Легницы и Бжега.
Сталь, латунь, кожа; ковка, слесарная работа, выколотка, травление, гравировка, золочение.

В XV веке появилась новая форма турниров – па д’арм (от фр. – Pas d’Armes – шествие с оружием, демонстрация с оружием). Для проведения такого рода мероприятия «искусственно создавалась вымышленная романтическая ситуация», сюжет которой заимствовался из рыцарских романов. Наиболее популярны они были в Бургундии. Действию сопутствовал пышный антураж и костюмы.
Доспех полевой и турнирный. Священная Римская империя германской нации, Германия. Первая половина XVI века.
Принадлежал Альбрехту Бранденбургскому.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золочение.

Декоративное поле в верхней части нагрудника включает изображение батальной сцены, под которой расположен герб владельца доспеха. Набедренники оформлены рельефной композицией с символикой ордена Золотого Руна – бургундским крестом Св. Андрея и кресалом в форме буквы «В».
Фрагмент с символикой ордена Золотого Руна. Доспех полевой и турнирный. Священная Римская империя германской нации, Германия.
Первая половина XVI века. Принадлежал Альбрехту Бранденбургскому.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золочение.

Герб, украшающий нагрудник доспеха, принадлежал Альбрехту Бранденбургскому (1490-1545), маркгарфу Бранденбургской марки (1499-1513), архиепископу Магдебургскому (1513), администратору Хальберштадского архиепископства (1513), архиепископу и курфюрсту Майнцскому (1514), эрцканцлеру Священной Римской империи (1514), кардиналу титулярной церки Сан-Кризогоно в Риме (1518). Необходимость погашения долгов перед банкирским домом Фуггеров побудил Альбрехта получить от Папы Льва X разрешение на продажу индульгенций. Торговля индульгенциями заставила Мартина Лютера опубликовать свои знаменитые 95 тезисов, положивших начало Реформации.
Фрагмент. Доспех полевой и турнирный. Священная Римская империя германской нации, Германия.
Первая половина XVI века. Принадлежал Альбрехту Бранденбургскому.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золочение.

Полное слияние турнира с придворным праздником – маскарадом – зафиксировано в 1611 году при английском дворе. Это празднество происходило в преддверии инсветитуры принца Генри Фредерика (1594-1612) как принца Уэльского и осталось в истории как «Барьеры принца Генри». Мероприятие в Банкетинг-Хаус в Уайтхолле представляло собой пешие турнирные состязания через барьер. Это было первое официальное появление принца на публике, имевшее целью показать будущего правителя и продемонстрировать его рыцарские навыки.
Фрагмент. Доспех полевой и турнирный. Священная Римская империя германской нации, Германия.
Первая половина XVI века. Принадлежал Альбрехту Бранденбургскому.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золочение.

В конце XVI века появилась еще одна разновидность конного праздника – карусель, ставшая исключительно популярной уже в барочный период. Несмотря на театральную зрелищность и пышность, карусель, являлась не просто «конным балетом», а была непосредственным воплощением нового видения кавалерийского дела. Участники карусели демонстрировали выучку всадника и лошади, в том числе разнообразные конные эволюции, необходимые для сражения в боевом строю.
Гарнитур полевой и турнирный. Мастер Йорг Зойзенхофер, художник Деген Пиргер.
Священная Римская империя германской нации, Австрия, Тироль, Инсбрук. 1539-1540 гг.
Принадлежал королю Франции Франциску I.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золотая наводка.

Доспех является базовой (полевой) частью большого гарнитура, турнирные детали которого находятся в Музее истории искусств в Вене.
В январе 1539 года эрцгерцог Фердинанд Австрийский (1529-1595), брат императора Карла V (1500-1558), поручил мастеру Йоргу Зойзенхоыеру (1500/5-1580) изготовить 17 комплектов доспехов для короля Франциска I, дофина, герцога Орлеанского, коннетабля Анри де Монморанси и других к торжествам по случаю триумфального въезда императора в Париж. Полевая часть гарнитура короля до 1815 года находилась в Париже. После сражения при Ватерлоо доспех был вывезен в обозе фельдмаршала Г.Л. Блюхера в Берлин. В инвентарные книги берлинского Цейхгауза броня записана в 1827 году.
Фрагмент. Гарнитур полевой и турнирный. Мастер Йорг Зойзенхофер, художник Деген Пиргер.
Священная Римская империя германской нации, Австрия, Тироль, Инсбрук. 1539-1540 гг.
Принадлежал королю Франции Франциску I. Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золотая наводка.

С начала XVI века благодаря усилению театрализованной составляющей турниров рыцарский доспех стал настоящим произведением декоративно-прикладного искусства – на его изготовление и отделку тратились огромные суммы. Оружейники использовали сложные техники – травление, гравировку, насечку, золочение, а так же различные способы окрашивания металла. Традиция оформления доспехов пришла из Италии, в частности из Милана, известного династиями оружейников, изготавливавших доспехи исключительных художественных достоинств.
Фрагмент. Гарнитур полевой и турнирный. Мастер Йорг Зойзенхофер, художник Деген Пиргер.
Священная Римская империя германской нации, Австрия, Тироль, Инсбрук. 1539-1540 гг.
Принадлежал королю Франции Франциску I.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золотая наводка.

Приходите на эту удивительную выставку европейского оружия и доспехов, которые волею судьбы оказались в запасниках Государственного Исторического музей. Когда-то все это хранилось в Белинском Цейхгаузе, но все изменилось после победных залпов Второй мировой войны. Сражения унесли многие исторические и культурные ценности нашего народа, и эти ценности теперь пытаются восполнить понесенные нами утраты.


Выставка продлится до 17 октября 2016 года.

Адрес: Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы: пн, вт, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) пт, сб, с 10:00 до 21:00 (касса до 20:00)
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.
Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вне зависимости от гражданства - бесплатно.
В последнее воскресение каждого месяца входной билет для студентов дневной формы - 10 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments