?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дорогие друзья в ГМИИ имени А.С. Пушкина проходит выставка, которую надо посетить всем. Это первая выставка в России произведений Рафаэля Санти, под названием «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей* Уффици и других собраний Италии».
Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. 63,5х45 см.

Сегодня мы вам расскажем о двух работах великого мастера. Это парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены, выполненные в 1506 году. На двух портретах изображены Аньоло Дони, богатый торговец тканями и выдающийся предсьтавитель флорентийской крупной буржуазии, и его супруга, аристократка Маддалена Строцци, на которой он женился 31 января 1504 года, невесте было 15 лет.

Как свидетельствует Джорджо Вазари во втором издании «Жизнеописаний» портреты были заказаны Рафаэлю самим Аньоло, известным коллекционером гемм и древностей, ценителем искусства; именно для него Микеланджело написал свою Мадонну Дони, хранящуюся ныне в Уфицци. С другой стороны, молодой художник имел круг покровителей, общий с Буонарроти и крупнейшими мастерами, работавшими в те годы во Флоренции, он был вхож в тесное сообщество семейств-меценатов и получал от них различные заказы.
Рафаэль Санти. Фрагмент. Портрет Аньоло Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. 63,5х45 см.

Во времена Вазари портреты еще хранились в доме семейства Дони на Корсо де’Тинтори, где в 1584 году их видел Рафаэль Боргини, а затем в 1667 году, Джованни Чинелли. Начиная с этой даты мы располагаем весьма скудной информацией о судьбе картин.
Рафаэль Санти. Фрагмент. Портрет Аньоло Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. 63,5х45 см.

В 1824 году потомки Дони выставили их на продажу, и таким образом 18 марта 1826 года портреты приобрёл великий герцог Тосканы Леопольд II. Тот факт, что изображения супругов, объединенные общим пейзажным фоном и симметричными позами, задумывались Рафаэлем как парные портреты, подтверждается результатами исследований, проведенных в ходе реставрационных работ в 1983 году.
Рафаэль Санти. Фрагмент.Портрет Аньоло Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. 63,5х45 см.

Анализ показал, что две доски идентичных размеров были изготовлены из одной и той же липы, а так же подтвердил, что картины могли вставляться в рамы в виде створок, образуя диптих, причем предположительно так, что видны были и сцены, изображенные на обороте.
Речь идет о двух хронологически последовательных эпизодах из «Метаморфоз» Овидия. Автором обеих сцен, написанных одновременно с портретами, является мастер из Серумидо, изобразивший насланный богами на земли потоп на обороте портрета Аньоло и последующее возрождение рода человеческого Девкалионом и Пиррой – на оборотной стороне портрета Маддалены.
Мастер из Серумидо. Боги насылают потоп на род людской. Гризайль.
Фото из каталога к выставке "Рафаэль поэзия образа".

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. 63,5х45 см.

Обе сцены по мнению специалистов являются аллегорическим пожеланием плодовитости супругам, что служит лишним подтвержлением гипотезы, что портреты были приурочены к свадьбе молодой пары. Это дает важный ориентир относительно датировки картины. В целом её создание относят к 1506 году, однако выдвигались предположения и в пользу более поздних дат.
Мастер из Серумидо. Девкалион и Пирра возраждают род человеческий после потопа. Гризайль.
Фото из каталога к выставке "Рафаэль поэзия образа".

На оборотной стороне мужского портрета частично сохранилась сцена совета богов, восседающих над скрывшейся под водой землей, где немногие оставшиеся в живых безуспешно пытаются спастись от потопа; из пучины выступает вершина Парнаса, на которой виднеется храм.

От Аонийских вершин отделяет Эту Фокида, -
Тучные земли, дотоль они землями были, теперь же
Моря частица, воды небывалой широкое поле.
Там крутая взнеслась гора двухвершинная к звездам,
Именованьем. - Парнас; облаков верхи ее выше.
К ней-то Девкалион - остальное вода покрывала -
С брачной подругой своей пристал на маленькой лодке
Овидий. Метаморфозы I, 313-319.

Рафаэль Санти. Фрагмент. Портрет Маддалены Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. 63,5х45 см.

На обороте женского портрета изображено продолжение сюжета: вода схлынула, и в центре композиции, на фоне уже высохших земель, высится Парнас, увенчаный храмом Фемиды, к нему и направляются пережившие потоп Девкалион с Пиррой. В нижней части изображения посредине мы видим, как, повинуясь приказу оракула богиня, герои кидаю за спину «кости праматери-земли» - камни, отождествляемые с костями огромного тела. Постепенно камни превращаются в людей.

Рафаэль Санти. Фрагмент. Портрет Маддалены Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. 63,5х45 см.

Камни, - поверил бы кто, не будь свидетелем древность? -
Вдруг они стали терять постепенно и твердость и жесткость,
Мягкими стали, потом принимали, смягчившись, и образ,
После, когда возросли и стала нежней их природа,
Можно было уже, хоть неявственный, облик увидеть
В них человека, такой, как в мраморе виде в початом, -
Точный еще не совсем, изваяниям грубым подобный.
Часть состава камней, что была земляною и влажный
Сок содержала в себе, пошла на потребу для тела;
Крепкая ж часть, что не гнулась совсем, в костяк обратилась,
Жилы же в части камней под тем же остались названьем.
Времени мало прошло, и, по воле Всевышних, каменья
Те, что мужчина кидал, и внешность мужчин обретали;
А из-под женских бросков вновь женщины в мир возвращались.
Овидий. Метаморфозы I, 400-413.
Рафаэль Санти. Фрагмент. Портрет Маддалены Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. 63,5х45 см.

На портрете платье Аньоло выглядит строгим, согласно закону против роскоши, но выполнен из дорогих тканей, а великолепные перстни служат лишим доказательством любви к запрещенной роскоши. Тогда как наряд Маддалены обращает на себя внимание своей пышностью и выставленными напоказ украшениями. Следует отметить подвеску в виде единорога в золотой оправе и, с тремя драгоценными камнями (рубином, изумрудом и сапфиром) и жемчужиной – символами девичьей невинности и супружеской верности, превосходно сочетающимися с аллегорическим смыслом картин на обороте, связанных с темой плодородия.

Рафаэль Санти. Фрагмент. Портрет Маддалены Дони. 1504-1507. Дерево (липа), масло. 63,5х45 см.

Рассматривать эти портреты - сплошное удовольствие. Здесь огромное количество мелких интересных деталей. Это и костюмы, с их нежными складочками, прозрачным кружевом, богатым рисунком ткани и прекрасными каменьями, и природа на заднем плане, прописанная так чётко, так любовно, словно представляет собой отдельные маленькие картины. Присмотритесь, на кистях рук Аньоло видны тонкие полоски голубоватых вен, а у Маддалены можно рассмотреть каждый волосок и даже претение сеточки в причёске.

Приходите в музей, вас ждут прекрасные произведения Рафаэля Санти и не менее прекрасные поэтические образы, дополняющие экспозицию. Ведь выставка рассказывает о поэзии и ее связи с художественными образами великого мастера.

ПРи написании отчета использоавлся каталог "Рафаэль поэзия образа", который можно приобрести  музейном магазине за 1500 руб.

Выставка продлится до 11 декабря 2016 года. Главное здание.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00; касса (вход) с 11:00 до 19:00;
по четвергам с 11:00 до 21:00; касса (вход) с 11:00 до 20:00.
Выходной день - понедельник.
Цена билета: полный - 300 руб., льготный - 150 руб. Дети до 16 лет - бесплатно. Подробнее о льготах тут.
Стоимость билетов на посещение с выставкой «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей* Уффици и других собраний Италии»:
с 11:00 до 13:59: 400 рублей, льготный – 200 рублей,
с 14:00 до закрытия музея: 500 рублей, льготный – 250 рублей.
Бесплатные категории – бесплатно.
Продажа билетов осуществляется на определенный сеанс, где время сеанса – это время входа на выставку. Всего 12 сеансов каждый день и 13 сеансов в четверг. Вход в Музей – до 19:00, в четверг – до 20:00.
Подробнее с расписанием сеансов и лекций, а также информацией о покупке электронных билетов можно ознакомиться тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com