?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее проходит выставка собственной графической коллекции интерьерных видов под названием "Интерьер в русской графике XIX – начала XX века".

В залах экспозиции представлено около 60 работ, выполненных как признанными мастерами интерьерного жанра, так и менее известными художниками XIX – начала XX века. Зрители увидят интерьеры императорских и великокняжеских дворцов, городских и сельских усадеб, петербургских и московских особняков, а также Успенского собора Московского Кремля и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Интерьерная тема появилась в русском искусстве на рубеже XVIII–XIX веков, но наиболее широкое распространение получила во второй четверти XIX столетия, главным образом в живописи. Написанные художниками виды гостиных, кабинетов, учебных и детских комнат стали важными иконографическими документами эпохи, позволяющими воссоздать бытовую среду и проследить влияние архитектурных стилей на внутреннее убранство домов.
Николай Александрович Бестужев. Камера Волконских в тюрьме Петровского Завлда. Вид от двери. 1830. Бумага, акварель.

Это одна из интереснейших акварелей представленных в музейных залах, знакомит нас с бытом ссыльных декабристов. Летом 1830 г. декабристов перевели в Петровский Завод. Как вспоминала М.Н. Волконская, «самым ужасным было отсутствие в камерах окон; у нас горел огонь целый день, что очень утомляло зрение». Акварель с большой точностью передат быт заключенных в узких «стойлах» Петровского Завода.

«Каждая из нас как могла лучше устроила свою тюрьму», - писала М.Н. Волконская. – В нашей камере я обтянула стены шелковой материей (своими бывшими занавесями, присланными из России), у меня было фортепиано, библиотека, два дивана, словом, было почти нарядно».
На акварели художник изобразил М.Н. Волконскую за клавикордами, рядом с ней супруг. В апреле 1831 года М.Н. Волконская послала две акварели своим родным в Петербург.
Николай Ефимович Ефимов. Зрительный зал театра в доме князя Г.И. Гагарина в Риме. Около 1830 г.
Бумага на бумаге, акварель, тушь, перо, бронзовая краска.

На рисунке изображен зрительный зал домашнего театра князя Г.И. Гагарина в его римском доме. Все представленные персонажи портреты. На первом плане слева –хозяин дома, почтительно встречающий гостью, княгиню Зинаиду Александровну Волконскую, которую сопровождает духовник аббат Сартори.
Николай Ефимович Ефимов. Фрагмент. Зрительный зал театра в доме князя Г.И. Гагарина в Риме. Около 1830 г.
Бумага на бумаге, акварель, тушь, перо, бронзовая краска.

А вот следующая уникальная акварель, рассказывает нам задумку другого художественного произведения, к сожалению не сохранившегося в первозданном виде.
Николай Ефимович Ефимов. Кабинет В.П. Давыдова с художником К.П. Брюлловым за работой в доме Давыдовых в Риме. 1835 г .
Бумага на бумаге, акварель, гуашь, бронзовая краска.

На рисунке изображен кабинет В.П. Давыдова в его римском доме о время работы художника К.П. Брюллова над семейным портретом. Акварель представляет единственное известное в настоящее время изображение замечательного портрета К.П. Брюллова в его первозданном виде.
В XIX веке холст был разрезан по вертикали, и от него осталась лишь правая половина, на которой представлена гр. Орлова-Давыдова с резвящейся на ее руках маленькой дочерью. Существенное отличие заключается в том, что в портрете Брюллова нет всадника, который показан в гуаши Ефимова. Верхом на гнедом коне он подъезжает к раскрытым дверям балкона, у которого сидит графиня с маленькой дочерью. Его лицо заслонено палитрой художника, стоящего на стремянке перед своим творением. Кого же, как не мужа графини, можно предположить в фигуре всадника. В портрете О.И. Орловой-Давыдовой, который пришел в Третьяковскую галерею в 1921. году с дублированным холстом, отсутствуют кромки, этот факт говорит, что холст был обрезан по живописи. И благодаря этой выставке, у вас есть уникальная возможность увидеть замысел художника.
Брюллов Карл Павлович. Портрет графини О.И. Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. 1834 год.
Холст, масло. ГТГ.

Особенный интерес вызовут акварели с изображение обстановки московских дворцов и квартир. Поэтому всем, кто интересуется историей нашего города надобно обязательно посетить эту выставку.
Игнатий Игнатьевич Нивинский. Вид из Белой гостиной в сторону Танцевального зала.
Рисунок из альбома «Виды церкви, жилых и парадных комнат в доме московского генерал-губернатора» 1905 год.
Бумага на картоне, акварель, белила.

Танцевальный зал – самое больше помещение во дворце, входившее в парадную анфиладу дома московского генерал-губернатора. Он располагался в уголовной части третьего этажа. Зал сохранил архитектурные формы начала XIX в., избежав переделок 1890-х годов.
В 1891 г. пост московского генерал-губернатора занял младший брат императора Александра III великий князь Сергей Александрович. В связи с этим архитектор Н.В. Султанов в 1891-1892 годах перестроил и перепланировал большую часть внутренних помещений резиденции. Были отделаны и заново меблированы не только жилые покои, предназначавшиеся для великокняжеской четы, но и сохранившие прежний архитектурный облик парадные залы.

В залах экспозиции можно увидеть и интерьеры погибших дворцов Петергофа. Здесь к нам возвращается прошлое, которое помогает исследователям и реставраторам в воссоздании истории бытования предметов и обликов утраченных интерьеров.
Евгений Евгеньевич Баумгартен. Спальня императрицы Марии Федоровны в Английском дворце в Петергофе. 1914 год.
Бумага, графитный карандаш, акварель.

Английский дворец был построен в 1781-1796 гг. по проекту архитектора Дж. Кваренги в пейзажном парке Петергофа. На стене слева – изображена шпалера «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны», созданная 1816 году на мануфактуре Гобеленов Париже. В 1822-1917 годах она находилась в Английском дворце в Петергофе, сейчас хранится в Собрании Государственного Эрмитажа. Акварель дает уникальную возможность увидеть одно из парадных помещений Английского дворца, полностью разрушенного во время Великой Отечественной войны.

Но не только интерьеры дворцов возвращаются к нам благодаря коллекции Исторического музея, тихие и уютные антресольные комнатки, откуда только что вышел хозяин тоже гостепреимно открывают нам свои двери.
Неизвестный художник. Кабинет в доме Т.Н. Грановского Малом Харитоньевском переулке в Москве. 1855 г.
Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, тушь, перо, лак.

Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855) – выдающийся русский ученый, основоположник изучения всеобщей истории в России, профессор Московского университета. Его дом в Малом Харитоньевском переулке был одним из центров общественной жизни Москвы конца 1840-х – начала 1850-х гг. Кабинет, в который вела винтовая лестница, находился на антресольном этаже.
Александр Павлович Барышников (1880-?). Парадный кабинет великого князя Сергея Александровича.
Рисунок из альбома «Виды церкви, жилых и парадных комнат в доме московского генерал-губернатора» 1902 г.
Бумага на картоне, акварель , белила.

Парадный кабинет великого князя Сергея Александровича был наполнен произведениями искусства. На торцевой стене слева от окна размещались портреты императрицы Марии Александровны и великой княгини Елизаветы Федоровны, а так же большой поколенный портрет императора Александра III работы В.А. Серова (1895, Государственный музей-заповедник «Царское Село»). Справа на подзеркальном столике располагались консольные часы в деревянном корпусе, исполненные известным английским часовщиком Бенджамином Гайнамом в первой трети XIX века (Государственный Исторический музей).

Исторический музей ждет вас, чтобы открыть вам окно в прошлое, куда можно заглянуть и узнать историю предметов, а также, хоть и долей грусти, но восхитится утраченными интерьерами. Не упустите свой шанс заглянуть в это приоткрытое окошечко.

Выставка продлится до 28 ноября 2016 года. Кабинет председателя (1 этаж Главного здания).

Адрес: Государственный Исторический музей, Красная пл., 1.
Режим работы: пн, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00; пт, сб с 10:00 до 21:00. Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.
Вторник - выходной.
Цена билета: 350 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com