?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В 2015 году в ходе подготовки к выставке «Пиранези. До и после. Италия-Россия XVIII-XXI века» по решению реставрационного совета ГМИИ им. А.С. Пушкина из фонда Дома графики были переданы в реставрацию около 50 офортов известного итальянского гравера Джованни Баттиста Пиранези (4 октября 1720 - 9 ноября 1778). Произведения выполнены в технике офорта - вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами.
"Колодец. Лист XIII из серии "Тюрьмы" 1744-1747 гг. до реставрации

Хранитель этих произведений, Ю.А. Меренкова, рассказала реставраторам, как попали в музей серии гравюр, которые им предстояло отреставрировать. Гравюры Пиранези из серий «Римские древности», «О величии и архитектуре римлян», «Марсово поле», «Капитолийские камни», «Трофей или великолепная витая мраморная колонна...» поступили в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1930 году из Центральных реставрационных мастерских. Они были изданы в Париже силами сыновей автора, переехавшими из Рима во Францию. По-видимому, оттиски были сделаны в первой трети XIX века. Листы из серий «Воображаемые темницы» и «Античные вазы, канделябры...» происходят из собрания польских дворян Коссецких, поступившего в ГМИИ в 1924 году из Румянцевского музея. Пролить свет на их происхождение помог владельческий штамп, стоящий на форзацах двух томов с серией гравюр «Античные вазы, канделябры...»: герб под шлемом, увенчанным дворянской короной. В поле щита изображена девушка, сидящая на медведе. Под гербом на ленте надпись: "ZbibliotekiKossezkich". Описанный владельческий знак принадлежал Ксаверию Коссецкому(?–1857), генералу польской армии, статскому советнику, издателю, переводчику и нумизмату, и его сыну Станиславу. Библиотека Коссецких в Варшаве насчитывала две тысячи томов. Известно, что после смерти владельцев библиотека была распродана через варшавского антиквара Авраама Розенвейна. В 1910-х годах увражи из собрания Коссецких оказались в Москве у книготорговца Гарри Павловича Мартинсона, о чем свидетельствует наличие бумажных ярлыков на форзацах томов: "HarryMartinsonLibraire. Moscou". Книжная контора Мартинсона была основана в 1910 году, специализировалась на покупке и продаже редких изданий и книг по архитектуре и искусству. Некоторые гравюры с видами Пестума поступили из Государственного музейного фонда, предположительно, в конце 1920-х годов. К сожалению, установить их прежнего владельца не удалось.
"Колодец. Лист XIII из серии "Тюрьмы" 1744-1747 гг. после реставрации

Офорты Пиранези были переданы в реставрацию из-за разрушений, которые можно было выявить визуально: механических повреждений (сломов, разрывов, замятостей и утрат основы), окисления бумаги (так называемых «бурых пятен»); биологических повреждений (в частности – плесневых грибов), а также различных видов поверхностных загрязнений. Некоторые из гравюр достигали более двух метров в размере, что представляло сложность при реставрации, а на реставрационных советах вставал вопрос о способе хранения таких больших произведений без последующих механических повреждений и внешних воздействий на бумагу. Именно неправильное хранение может вызвать разные разрушения листов. Для хранения произведений важны и температурно-влажностный режим, и воздействие УФ лучей, а также – место и способ хранения: в какой монтировке и на какой поверхности.
"Разводной мост. Лист VII из серии "Тюрьмы" 1761 г. до реставрации

Обширные работы были проведены до реставрации. В первую очередь - фотофиксация памятников в прямых и косых лучах, с лицевой и оборотной сторон. Кроме того, описание сохранности каждого произведения, что необходимо для понимания полной картины предстоящей работы. Реставраторы графики исследовали листы на устойчивость основы и красочного слоя к водной и химической обработке. По результатам исследований были подобраны реагенты для работы над каждым из видов поражений.
"Разводной мост. Лист VII из серии "Тюрьмы" 1761 г. после реставрации

На реставрационном совете была утверждена программа работ по каждому предмету отдельно. Первый и очень важный этап работы – механическая очистка листа. Она производилась реставраторами с помощью таких инструментов, как ластики из разного состава резины и с разной степенью абразивных свойств (от карандашного типа до электрических), а также с помощью скальпеля для удаления жестких загрязнений и кистей для удаления пыли и оставшихся после механической очистки частиц. Данная операция важна потому, что при последующем этапе реставрации, а именно при промывке в кюветах с теплой водой, при неполном удалении поверхностных загрязнений, последние входят в состав бумаги и дальнейшее удаление может быть невозможным.
Инструменты для механической очистки листов

Некоторые из большеформатных многосоставных листов (несколько листов, склеенных гравером в один) были вклеены в издательские альбомы. Перед механической и водной обработками эти листы были извлечены из альбомов путем наложения на места склеек влажных компрессов. Эти работы проводились с использованием реставрационного шпателя и ткани с абсорбирующим свойством, которые не давали образоваться затёкам, прогревая и убирая лишнюю влагу. При накладывании влажных компрессах в местах склейки гравюры с фальцем клей набухает, и это дает возможность осторожно и без повреждений извлечь листы из альбомов.
Промывка в ванне с теплой водой от желтизны и загрязнения

Водная обработка в кюветах с теплой водой позволила вывести из вещей желтизну и некоторые загрязнения, которые были в составе бумаги. Здесь важно было не допустить повреждений при промывке, так как связующие клеи растворяются, а волокна бумаги, соответственно, ослабевают. Гравюры на нетканой полиэстеровой подложке погружали в кюветы с теплой водой, воду меняли несколько раз по мере загрязнения. При промывке некоторые многосоставные большеформатные гравюры реставраторы разъединили на части по местам прежних склеек. Как и при извлечении из альбома, в данном случае клей так же набухал в воде, что давало возможность разделить оттиски без повреждений части гравюры.

Следующий процесс был связан с выведением бурых пятен и пятен плесени, которое проводили в вытяжном шкафу. Подобранные в ходе исследований химические реагенты наносили на места поражений, при этом изображения прикрывали реставрационной бумагой, чтобы не повредить красочный слой. Интенсивность и смена реагентов зависела от того, насколько пятно бледнело. Между сменой реагентов обязательно проводили промывку листов в дистиллированной воде, чтобы не допустить соединение химических жидкостей. Когда пятна ослабли, гравюры промыли окончательно до полного распада реагентов и высушили на реставрационном столе под нетканым полиэстером и сукном.

Далее гравюры Пиранези во влажном состоянии подклеили с помощью крахмального клея и наложили на разрывы и сломы японскую бумагу для укрепления. Места утрат восполнили бумажной массой, которую реставраторы изготовили из идентичной бумаги того времени, которая хранится в мастерской реставрации графики. Для создания бумажной массы использовали способ вываривания бумаги, для того чтобы вывести ненужное, в данном случае, связующее; в отдельных случаях бумага была затонирована специальными красителями, что придало фрагментам естественный и схожий с оригиналом вид. После вываривания реставраторы добавили в бумажную массу специально приготовленный связующий клей. Таким образом, старый клей вываривался из бумаги, а новый, качественный, добавлялся в нее, что дало хорошую сцепку восполненных частей бумаги с оригиналом.

Говоря о большеформатных многосоставных частях, на очередном реставрационном совете было принято решение не склеивать листы, как это делалось раньше, а при экспонировании соединять их вместе в паспарту, что позволит воссоздать их оригинальный вид.

Один из последних этапов реставрации – это прессование листов в сукне в печатных прессах в течение двух недель до полной стабилизации клея, меняя периодически старое сукно на сухое. Это позволило выровнять листы и дать им отлежаться; впоследствии при правильно сделанной монтировке в бескислотном картоне гравюры не будут подвержены излишней деформации и сохранят свой экспозиционный вид на многие десятилетия. Перед завершением реставрационных работа была проведена реставрационная ретушь в тех местах на изображении, где были утеряны и восполнены фрагменты бумаги. Задачей реставраторов было не дорисовать произведение, а лишь дополнить утраченные места легкими и более бледными по сравнению с оригиналом тонировками.

В завершении была проведена фотофиксация и заполнена необходимая документация (реставрационный паспорт о проделанных работах), как в электронном, так и в рукописном виде. Рукописные журналы реставраторы ведут с начала основания мастерских в музее. Там описываются этапы реставрации в последовательности действий с датами исполнения. Там же есть и завершающее описание сохранности предмета после реставрации.

Вышеописанную реставрацию провели реставраторы отдела реставрации графики: зав. реставрации графики Фролова М.В. и художники-реставраторы 2-ой категории Серегина Н.С., Сапронова М.В. и Шахалова М.А.

Работа была завершена в срок и офорты Пирнези были возвращены в хранение для последующего оформления их в монтировку и экспонирования на выставке.


Источник.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00; касса (вход) с 11:00 до 19:00;
по четвергам с 11:00 до 21:00; касса (вход) с 11:00 до 20:00.
Выходной день - понедельник.
Цена билета: полный - 300 руб., льготный - 150 руб. Дети до 16 лет - бесплатно. Подробнее о льготах тут.
Стоимость билетов на посещение с выставкой «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей* Уффици и других собраний Италии»:
с 11:00 до 13:59: 400 рублей, льготный – 200 рублей,
с 14:00 до закрытия музея: 500 рублей, льготный – 250 рублей.
Бесплатные категории – бесплатно.
Продажа билетов осуществляется на определенный сеанс, где время сеанса – это время входа на выставку. Всего 12 сеансов каждый день и 13 сеансов в четверг. Вход в Музей – до 19:00, в четверг – до 20:00.
Подробнее с расписанием сеансов и лекций, а также информацией о покупке электронных билетов можно ознакомиться тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com