?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее подходит к завершению выставка «К пользе и славе России». Русская армия в произведениях художников и скульпторов – офицеров XIX – ХХ в., где вы сможете увидеть произведения русских офицеров, многие из которых совмещали служение прекрасному и служение своей Родине.

На выставке представлены произведения из частных собраний известных московских коллекционеров А.Г. Егорова и К.В. Журомского, а также из фондов музея. Коллекция А.Г. Егорова представлена целым рядом уникальных экспонатов.
XIX столетие – золотой век русской культуры и одновременно период расцвета русского офицерства. В это время армия обретает особый статус, а система военного образования выходит на совершенно новый уровень. Но офицерская среда рождает не только выдающихся полководцев, как этого требует насыщенная военными событиями жизнь, но и ярких деятелей культуры: художников, поэтов, композиторов. Ни одно сословие не дало изобразительному искусству столько выдающихся имен, сколько офицерство. И выставка позволяет увидеть великолепные работы этих мастеров своего дела, а также георгиевские наградные трубы, знамена и мундиры прошлой эпохи и многое другое.
Фрагмент. Мундир генерал-майора артиллерии. Россия. 1911-1917 гг. Сукно, золотные пряденые нити, бархат, латунь, х/б ткань.

Реликвии Русской Императорской армии лежат в витринах и напоминают о ее героических страницах, о которых можно узанать из пояснительных этикеток, подготовленных сотрудниками музея.
Фрагмент. Труба серебряная георгиевская 12-го Гренадерского Астраханского полка. Россия, Санкт-Петербург. Конец XIX века.
Серебро, муар, дерево, серебряная нить, гравировка, плетение.

На раструбе трубы надпись: «За разбитие и пленение Турецкой армии под Плевною 1-му Батальону 2-го Гренадерского Астраханского Е.И.В. Наследника полка».

В 1762 году Екатерина II, получив престол Российской империи и желая расположить к себе армию, повелела изготовить для отличившихся при взятии Берлина полков серебряные трубы. На них сделали надпись: «Поспешностью и храбростью взятие города Берлина. Сентября 28 дня 1760 года».
Постепенно установился определенный порядок в получении наградных труб. В кавалерии серебряные трубы бывали длинными и прямыми, а в пехоте – фигурными и несколько раз согнутыми. Пехота получала две трубы на полк, а кавалерия имела одну в каждом эскадроне и одну для штаб-трубача. Георгиевские серебряные трубы появились в 1805 году. И те и другие обвивались Георгиевской лентой с кистями из серебряной канители, а на раструбе Георгиевских труб укреплялся еще знак ордена Святого Георгия. Большинство труб имели надписи, иногда довольно пространные. Последней надписью заграничного похода русской армии на трубе 33-го егерского полка была следующая: «Отличие при штурме Монмартра 18 марта 1814 года».

Некоторым родам войск (например, флоту) по штату полагались сигнальные рожки. Вместо труб они получали в награду за военные подвиги Георгиевские серебряные рожки, украшенные белым крестиком и лентой.
Фрагмент. Трость тамбур-мажора Лейб-Гвардии Преображенского Резервного полка. Россия. 1885 г.
Дерево, латунь, галун; литье, гравировка, ткачество.

Тамбур-мажор – главный барабанщик в полку, позднее – руководитель (наряду с капельмейстером) военного оркестра на марше. Так же занимался обучением оркестрантов. Должность тамбур-мажора была учреждена в русской армии в 1815 году. Упразднена в 1865 г. в армейских, в 881 г. в гвардейских полках.

Тамбур-мажор выбирался из унтер-офицеров (как правило, высокого роста), ему полагаось особое обмундирование: металлические галуны с кисточками на груди, эполеты, галуны каска с красным султаном и тесак с серебряным темляком. В правой руке – тамбурмажорский жезл (булава, трость) с золотым набалдашником, перевитый тесьмой с большими кистями; с его помощью тамбур-мажор отдавал команды оркестру, подавал сигнал барабанщикам и горнистам: начинать и кончать играть.
Фрагмент. Бунчук. Париж. Фирма «Gautrot Aine». Конец XIX в.
Белый металл, железо, дерево, кожа, ткань; литье, штамп, покраска, серебрение.

На верхнем конце древка обойма гравированная надпись: «За отличную стрельбу пех. Корпорского полка 4 роте 28 августа 908 г. 6 и роте 1 Сентября 1910 г.»

Бунчук – шумовой музыкальный инструмент военного оркестра. Бунчуки или «ансамбли бубенчиков» попали в европейские военные оркестры из Турции. Бунчук представляет собой большое деревянное древко с укрепленными наверху колокольчиками и бубенчиками. При игре бунчук легко встряхивают в такт музыке.
Фрагмент. Бунчук. Париж. Фирма «Gautrot Aine». Конец XIX в.
Белый металл, железо, дерево, кожа, ткань; литье, штамп, покраска, серебрение.

Каска нижних чинов Лейб-Гвардии Конного полка. Россия. 1846-1855 гг.
Медь, латунь, кожа, масляная краска.

Лейб-Гвардии Конный полк сформирован 7 марта 1721 года из драгунского лейб-шквадрона (эскадрона) князя Меншикова, Домовой (то есть личной) драгунской роты генерал-фельдмаршала графа Шереметева и Драгунской роты Санкт-Петербургской губернии под названием Кроншлотского драгунского. 31 декабря 1730 (11 января 1731) года полк назван Конной гвардией и наделён всеми правами гвардии — тем самым было положено начало регулярной гвардейской коннице. Штат полка: 5 эскадронов по 2 роты в каждом (всего 1423 человека, из них 1111 строевых чинов). Императрица Анна приняла на себя звание полковника или шефа полка; затем это звание носили Пётр III и Екатерина II.В 1737 году полк принял первое участие в боевых действиях — три из десяти рот полка сражались при взятии Очакова и в битве при Ставучанах в ходе Русско-турецкой войны.В 1805 году полк принял участие в Австрийском походе, и 20 ноября участвовал в битве при Аустерлице. Рядовые 3-го взвода 2-го эскадрона Гаврилов, Омельченко, Ушаков и Лазунов захватили почетный трофей — французского батальонного «орла» 4-го линейного полка. За это отличие на штандарт полка поместили надпись «За взятие неприятельского знамени под Аустерлицем 20 ноября 1805 г.». Полк отличился в Бородинском сражении, вместе с Кавалергардским полком атаковав кирасирскую дивизию Лоржа из корпуса Латур-Мобура у батареи Раевского. В 1813 году полк участвовал в Заграничном походе Русской Армии и сражался 16-18 августа 1813 года при Кульме, 4-6 октября 1813 года при Лейпциге и 13 марта 1814 года при Фер-Шампенуаз. За последнее сражение полк получил 22 Георгиевские трубы с надписью «За храбрость против неприятеля при Фер-Шампенуазе 13 марта 1814 г.». 19 марта 1814 года полк вместе со всей русской армией вошёл в Париж. За эту кампанию полку были пожалованы Георгиевские штандарты.
Фрагмент. Барабан. Турция. XIX в.
Медь, железо, белый металл, пергамент; раскраска, гравировка.

На барабане укреплена табличка с надписью: «3-мъ Гренадерским Перновским Короля Фридрих Вильгельма IV полком взят с боя с 5 на 6 Ноября 1877 года при штурме крепости Карса у турецкого гарнизона форта Канлы».

Барабан был захвачен в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 г. в ночь с 5 на 6 ноября (по ст.ст) 3-м Гренадерским Перновским полком имени Короля Фридриха Вильгельма IV во время штурма крепости города Карс.

В экспозиции вы так же сможете увидеть уникальную вещь - посмертную маска Николая I работы скульптора Клодта.
П.К. Клодт. Император Николай I. Санкт-Петербург. 1855 г. Гипс, слепок. Посмертная маска.

Еще один интересный  экспонат находящийся в выставочном зале, это богато украшенная сабля подарочная И.А. Халецкого.
Фрагмент. Сабля подарочная И.А. Халецкого. Россия, Петербург, 1855 г. Мастер Таппер.
Серебро, булатная сталь, литье, гравировка; резьба, позолота, полировка, канфарение, барельеф.

Данная сабля поднесена Обществом офицеров Киевского гусарского полка командиру генералу Ивану Альбертовичу Халецкому.
Фрагмент. Сабля подарочная И.А. Халецкого. Россия, Петербург, 1855 г. Мастер Таппер.
Серебро, булатная сталь, литье, гравировка; резьба, позолота, полировка, канфарение, барельеф.

Фрагмент. Сабля подарочная И.А. Халецкого. Россия, Петербург, 1855 г. Мастер Таппер.
Серебро, булатная сталь, литье, гравировка; резьба, позолота, полировка, канфарение, барельеф.

Также, одним из привлекающих внимание экспонатов является вот эта скульптура. Когда будете ее рассматривать постарайтесь увидеть спичку в руках казака. Удивительно тонкая работа.
Самонов Петр Александрович. Фрагмент. Казак на коне, закуривающий трубку. Модель 1880-х гг., отливка неизвестного бронзолитейного предприятия (возможно, завода или фабрики К.Ф. Верфеля).1880-е – 1910е гг.
Бронза, литье, чеканка, монтировка, патинирование, мрамор, полировка. Коллекция К.В. Журомского.

Еще в экспозиции гости музея смогут познакомиться с подвигом гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 году. Коренной Леонтий – русский солдат-гренадер, герой сражений при Бородине и под Лейпцигом в 183 году. Свой главный подвиг Коренной совершил во время Битвы Народов при Лейпциге 4 октября 1813 года Лейб-Гвардии Финляндский полк получил приказ атаковать селение Госсу. 3-й батальон обошел деревню зайдя в тыл к французам. Перебравшись через высокую каменную ограду, окружавшую селение, русские солдаты атаковали противника. В ходе боя командир батальона был ранен, в строю не осталось ни одного офицера. Коренной принявший на себя командование перебросил через стену раненного командира и сумел помочь эвакуировать еще несколько раненых офицеров. Когда Коренной остался один у стены ему предложили сдаться на что он ответил отказом. В бою он получил 18 ран и после потери сознания попал в плен к французам. Император Наполеон отметил мужество и героизм русского гренадера в приказе по своей армии. После того как врачи поставили на ноги героя, ему разрешили вернуться в свою часть. За проявленное мужество Леонтий Коренной был произведён в подпрапорщики – высший унтер-офицерский чин (редчайший случай в русской армии). Он был назначен знаменосцем Лейб-Гвардии Финляндского полка, а так же удостоен императором Александром I именной серебряной медали с надписью: «За любовь к Отечеству».
Бабаев Полидор Иванович. Фрагмент. Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 году. Эскиз. 1846 г. Бумага, графитный карандаш, акварель, белила. Коллекция А.Г. Егорова.

Фон Рейтерн Евграф (Герард) Романович. Автопортрет. 1832 г.
Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо. Коллекция К.В. Журомского.

Внимательно смотрите на детали. На автопортрете виден пустой рукав правой руки, которую художник потерял в знаменитой Битве народов под Лейпцигом 6 октября 1813 года.
В 1813-1815 году служил в Александрийском гусарском полку в чине поручика, участвовал в Заграничном походе русской армии; в Битве народов под Лейпцигом лишился правой руки. Летом 1814 года, будучи в Веймаре, Рейтерн познакомился с Гёте; возобновив знакомство в 1815 году в Гейдельберге и в 1817 году в Йене, вступил с ним в переписку. Гёте распознал у Рейтерна талант художника и посоветовал всерьёз заняться живописью.

Оправившись от тяжёлого ранения, Рейтерн поселился в Виллингсхаузене, В 1825 году вместе с Людвигом Гриммом (братом прославленных филологов Якоба и Вильгельма) основал «Вилленсхаузенскую колонию художников». Некоторое время работал как художник-самоучка, затем обучался живописи в Берне, Касселе и Дюссельдорфе; писал главным образом жанровые картины. В начале 1832 года Рейтерн создал небольшую серию акварелей, изображавших нижних чинов Российской Императорской гвардии. В 1837 году стал придворным художником российского императорского двора, получал почётную пенсию; создавал картины на библейские сюжеты. Работал левой рукой.

Эта интереснейшая экспозиция скоро завершит свою работу. Успейте посетить музей, чтобы узнать истории о русской армии и увидеть своими глазами не только реликвии, но и работы русских офицеров.


Выставка продлится до 28 ноября 2016 года. Зал №36.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: пн, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00; пт, сб с 10:00 до 21:00. Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.
Вторник - выходной.
Цена билета: 350 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
elle_terra
Nov. 16th, 2016 01:12 pm (UTC)
Было бы удобнее, если бы в конце материалов Вы размещали кнопку перепоста. Заранее спасибо.
mayak_parnasa
Nov. 16th, 2016 10:14 pm (UTC)
Мы как-то рассчитывали на кнопку репоста, которая имеется в ЖЖ по умолчанию. Но если она неудобна, можем подумать над кнопкой в посте.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com