?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «УЗОР ОТТОЧЕННЫЙ...Русская наборная мебель XVIII века», где вы можете восхитится прекрасной работой по дереву русских мастеров XVIII века.

Более 50 произведений декоративно-прикладного искусства – предметы мебели из дворцов и усадеб Юсуповых, Шереметевых, Апраксиных и др. дворянских фамилий – представляют «золотой век» русской наборной мебели. Секретеры, бюро, «столики-бобики», комоды, столики для рукоделия, ломберные столы екатерининской и павловской эпох... В таком представительном составе шедевры российских крепостных мастеров столярного дела представляется в Москве впервые.
Наборная мебель вошла в России в моду в 50-60-е годы XVIII столетия. «Деревянной мозаикой» называли искусство украшения мебели сложными наборными картинами. Излюбленными темами были цветочные композиции, галантные сцены, пейзажные зарисовки. Тончайшие панно набирались искусными мастерами из различных пород деревьев, кости, перламутра. Такая мебель изготовлялась на заказ, преподносилась в дар как истинное произведение искусства, выделялась в интерьерах дворцов и усадеб, городских особняков у многих поколений российской аристократии.
Стол карточный. Россия, Санкт-Петербург. 1790-е. Мастерская Матвея Яковлевича Веретенникова.
Основа: древесина хвойных пород; набор: палисандр, береза, амарант, фруктовые породы, клен, красное и розовое дерево и др; кость; морение, травление, чернение, пропиловка, гравировка, инкрустация.
Собрание семьи Карисаловых, Санкт-Петербург.

В Россию искусство наборной мебели, известное с античных времен, пришло из Западной Европы. Появление первых образцов мебели, инкрустированной перламутром, костью и экзотическими породами дерева, относится к эпохе правления Алексея Михайловича. Однако в XVII веке эти предметы выполнялись в единичных экземплярах по «высочайшим» заказам и не получили широкого распространения за пределами царского двора.
Фасад.Стол карточный. Россия, Санкт-Петербург. 1790-е. Мастерская Матвея Яковлевича Веретенникова. Основа: древесина хвойных пород; набор: палисандр, береза, амарант, фруктовые породы, клен, красное и розовое дерево и др; кость; морение, травление, чернение, пропиловка, гравировка, инкрустация.
Собрание семьи Карисаловых, Санкт-Петербург.

В начале XVIII века в интерьере произошли поистине революционные изменения, связанные с реформами Петра I. Строительство новой столицы требовало большого количества мебели, современной, на европейский манер. Только экспорт не мог решить эту проблему. В Петербург приглашались архитекторы, резчики, мастера-мебельщики. Некоторые из них оставались жить в России, обучая русских мастеров своему искусству.
Комод с изображением архитектурного пейзажа. Санкт-Петербург. 1780-1790-е.
Дуб (основа), сосна (основа), розовое дерево, красное дерево, клен, яблоня, палисандр, мрамор, латунь; набор, гравировка, литье.
Московский музей-усадьба Останкино.

Палисаандр (фр. palissandre) — название древесины ряда пород тропических деревьев. Правильным следует считать употребление этого названия по отношению к древесине деревьев рода дальбергия (Dalbergia) семейства бобовых. Всего в этом роде от 100 до 150 (иногда насчитывают до 300) видов. Название было дано в честь шведского врача и ботаника Нильса (Николаса) Дальберга (швед.)русск. (1736—1820). Виды этого рода встречаются по всей тропической зоне: в Южной Америке, Африке (включая Мадагаскар) и Юго-Восточной Азии. Цвет варьируется в зависимости от разновидности. Основной фон — от розовато-светлокоричневого до кирпично-красного или шоколадно-бурого цвета, узор — из тёмных прожилок (выраженность его также различна), нередко с фиолетовым оттенком. У большинства палисандров рода Dalbergia из-за высокого содержания эфирных масел в свежесрубленном виде древесина издаёт приятный цветочный запах, который исчезает после высушивания. По твёрдости она превосходит дуб в полтора-два раза.
Фасад. Комод с изображением архитектурного пейзажа. Санкт-Петербург. 1780-1790-е.
Дуб (основа), сосна (основа), розовое дерево, красное дерево, клен, яблоня, палисандр, мрамор, латунь, набор, гравировка, литье.
Московский музей-усадьба Останкино.

В период правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны искусство маркетри продолжало развиваться, и с восшествием на престол Екатерины II достигло своего расцвета. При этом в провинциальных усадьбах мастера расширяли использование местных материалов, ранее почти не применявшихся: карельскую березу и кап.
Бюро-цилиндр. Россия, Санкт-Петербург. 1780-е.
Основа: древесина хвойных пород; набор: розовое дерево, палисандр, древесина светлых пород, груша, красное дерево; металл, сукно; травление, гравировка, фанеровка, выпильная резьба, точение.
Собрание семьи Карисаловых, Санкт-Петербург.

Фрагмент. Бюро-цилиндр. Россия, Санкт-Петербург. 1780-е.
Основа: древесина хвойных пород; набор: розовое дерево, палисандр, древесина светлых пород, груша, красное дерево; металл, сукно; травление, гравировка, фанеровка, выпильная резьба, точение.
Собрание семьи Карисаловых, Санкт-Петербург.

Бюро-цилиндр наборное. Россия-Санкт-Петербург. Мастер Н. Васильев(?). 1780-е.
Государственный музей-усадьба «Архангельское».

Давайте изучим данный экспонат подробнее. На прямоугольном письменном столе с выдвижной крышкой столешницей установлен корпус с выдвижной цилиндрической крышкой и врезным замком. Над цилиндром в верхней части корпуса с вогнутыми торцами – два выдвижных ящика по фасаду с врезными замками. Внутри корпуса – три симметричных отсека с тремя выдвижными ящиками каждый; над ними – открытые полки, разделённые перегородками на шесть симметричных отсеков с дубовыми подзорами с фигурным краем. Интересно и рассмотреть поближе отделку.
Фрагмент. Бюро-цилиндр наборное. Россия-Санкт-Петербург. Мастер Н. Васильев(?). 1780-е.
Государственный музей-усадьба «Архангельское».

Комод. Россия. 1780-е.
Основа: древисина хойных пород, липа (ящики); набор: слива, клен(?), груша, травленый клен (?); металл, окраска под черное дерево, интарсия, гравировка, литье, штамповка.
Интарсия (от итал. intarsio) — вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву. Сегодня, как и много веков назад, интарсия создается исключительно вручную и является атрибутом дорогой мебели. Для изготовления интарсии подбирают разную по цвету древесину, которую нарезают на тончайшие ленты шпона, предварительно удалив все дефекты. Получившиеся ленты-полоски склеивают до листов необходимого размера, из которых вырезают детали для мозаики. Детали, образующие узор, плотно подгоняются друг к другу, склеиваются и вкладываются в украшаемый предмет. Затем внешняя сторона набора тщательно полируется. И получается вот такая красота:
Фрагмент. Комод. Россия. 1780-е.
Основа: древисина хойных пород, липа (ящики); набор: слива, клен(?), груша, травленый клен (?); металл, окраска под черное дерево, интарсия, гравировка, литье, штамповка.

Фрагмент. Комод. Россия. 1780-е.
Основа: древисина хойных пород, липа (ящики); набор: слива, клен(?), груша, травленый клен (?); металл, окраска под черное дерево, интарсия, гравировка, литье, штамповка.

Комод. Россия, Санкт-Петербург. Конец 1770-х-начало 1780-х. Наборная работа – Никифор Васильев (?).
Основа: древесина хвойных пород, ольха(?); набор: палисандр, розовое, сатиновое (?) дерево, чинара и др; бронза, литье; травление, гравировка, токарная работа, окраска под черное дерево, золочение.
Собрание семьи Карисаловых, Санкт-Петербург.

Розовое дерево, баи́я — древесина, получаемая от субтропического дерева Dalbergia decipularis из рода Дальбергия (Dalbergia). Произрастает исключительно в Бразилии и Гватемале. Ранее считалось, что эта древесина получается от вида Dalbergia frutescens (синоним D. variabilis). Деревья рода Дальбергия (Dalbergia) дают также большую часть древесины, называемой палисандром.
Древесина розового дерева характеризуется окраской — от жёлтой до розовой с красным рисунком, и запахом розы. Традиционно обозначается фр. bois de rose.
Эта очень твёрдая и плотная, великолепно полирующаяся древесина используется при изготовлении мебели для небольших дорогих объектов, таких как хьюмидоры, а также при изготовлении музыкальных инструментов.
Фрагмент. Комод. Россия, Санкт-Петербург. Конец 1770-х-начало 1780-х. Наборная работа – Никифор Васильев (?).
Основа: древесина хвойных пород, ольха(?); набор: палисандр, розовое, сатиновое (?) дерево, чинара и др; бронза, литье; травление, гравировка, токарная работа, окраска под черное дерево, золочение.
Собрание семьи Карисаловых, Санкт-Петербург.

Чинара или Платан Восточный (Platanus orientalis L). Древесина платана всегда ценилась благодаря своим физико-механическим свойствам. Она используется для изготовления ценной мебели, высококачественного декоративного шпона, напольных покрытий, столярных изделий, оформления интерьеров и для выполнения различных отделочных работ.
Платан легко обрабатывается вручную и на станках, даёт доброкачественную гладкую поверхность, но при строгании и профилировании требует острой заточки режущих кромок во избежание отщепления и задира волокон вблизи сердцевинных лучей на радиальных разрезах. Древесина неплохо протравливается красителями, полируется и склеивается.
Лампа «миракль» с щипцами для снятия нагара со свечами. Западная Европа. Середина XIX века.
Бронза, литье, нактка, золочение, бисквит, литофания.
Государственый музей А.С. Пушкина.

В наше время на столах стоят электрические настольные лампы. А XVIII век был освещён свечами. И вот такой предмет домашнего интерьера можно встретить на выставке - лампу "миракль". Обртите внимание на очень интересный "абажур", сделанный в необычной для нашего времени технике.
Литофания — производство из фарфора или бисквита (а также из полупрозрачного стекла) пластинок с изображениями, которые, если смотреть сквозь них на свет, кажутся одноцветными картинками, представляющими надлежащую градацию светлых и теневых мест — градацию, которая получается от большей или меньшей толщины фарфоровой или бисквитной массы в различных частях пластинки. При изготовлении литофании делается металлическая или также фарфоровая (обожженная) форма, в которой изображение исполнено умеренно рельефно; по этой форме оттискивается пластинка, воспринимающая то же изображение, но уже в впалом виде, и затем она обжигается в муфеле.
Бюро-цилиндр. Россия. 1780-1790-е.
Основа: древесина хвойных пород; набор: красное и розовое дерево, палисандр, самшит, фруктовые породы и др.; металл, кожа; резьба, литье чеканка, тиснение, золочение.
Собрание семьи Карисаловых, Санкт-Петербург.

Фрагмент. Бюро-цилиндр. Россия. 1780-1790-е.
Основа: древесина хвойных пород; набор: красное и розовое дерево, палисандр, самшит, фруктовые породы и др.; металл, кожа; резьба, литье чеканка, тиснение, золочение.
Собрание семьи Карисаловых, Санкт-Петербург.

А вот и экспонат, мимо которого наверняка не сможет пройти ни один москвовед. Его можно разглядывать часами, ведь на нём изображён Московский Кремль. Узнаете ли вы его башенки и зубчатые стены? Какая отличная возможность сравнить эти виды с теми, которые открываются нашему взору сейчас.
Бюро. Санкт-Петербург. Последняя четверть XVIII века. Мастер Никифор Васильев. Сосна (основа), береза (основа), эбеновое дерево, палисандр, орех, чинара, карельская береза мореная, яблоня, клен мореный, ясень, тополь черный, латунь, сукно, набор литье.
Московский музей-усадьба Останкино.

Фрагмент. Бюро. Санкт-Петербург. Последняя четверть XVIII века. Мастер Никифор Васильев. Сосна (основа), береза (основа), эбеновое дерево, палисандр, орех, чинара, карельская береза мореная, яблоня, клен мореный, ясень, тополь черный, латунь, сукно, набор литье.
Московский музей-усадьба Останкино.

Фрагмент. Бюро. Санкт-Петербург. Последняя четверть XVIII века. Мастер Никифор Васильев. Сосна (основа), береза (основа), эбеновое дерево, палисандр, орех, чинара, карельская береза мореная, яблоня, клен мореный, ясень, тополь черный, латунь, сукно, набор литье.
Московский музей-усадьба Останкино.


Фрагмент. Бюро. Санкт-Петербург. Последняя четверть XVIII века. Мастер Никифор Васильев. Сосна (основа), береза (основа), эбеновое дерево, палисандр, орех, чинара, карельская береза мореная, яблоня, клен мореный, ясень, тополь черный, латунь, сукно, набор литье.
Московский музей-усадьба Останкино.


Фрагмент. Бюро. Санкт-Петербург. Последняя четверть XVIII века. Мастер Никифор Васильев. Сосна (основа), береза (основа), эбеновое дерево, палисандр, орех, чинара, карельская береза мореная, яблоня, клен мореный, ясень, тополь черный, латунь, сукно, набор литье.
Московский музей-усадьба Останкино.

Приходите на выставку, чтобы окунуться в мир дерева. Вы сможете представить себе старинную обстановку особняков XVIII века, где правила бал прекрасная мебель, которая до сих пор кружит голову.
Спешите, времени осталось совсем немного.


Выставка продлится до 27 ноября 2016 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб. Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com