?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «А.С. Пушкин. "Капитанская дочка" К 180-летию публикации». Гости музея смогут увидеть крестьянскую войну под руководством Пугачева глазами художника и историка, а также проследить жизнь самого пушкинского произведения.

Несмотря на то, что основная часть экспозиции посвящена пушкинскому роману, хронологические рамки выставки более широко. Они охватывают период от конца XVIII века, когда «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» охватил огромную территорию Российской империи, до наших дней, когда «Капитанская дочка» А.С. Пушкина стала неотъемлемой частью русской культуры.
Неизвестный художник. А.Ф. Малиновский. 1820-е. Холст, масло.

Алексей Федорович Малиновский (760-1840) В сентябре 1814 года Малиновский был назначен главным управляющим Архивом Коллегии иностранных дел и руководил им вплоть до своей смерти (в 1840) году. В 1830-х годах встречался с Пушкиным в связи с работой поэта в московских архивах над «Историей Пугачева».

Можно в залах музея увидеть и портрет главы «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».
Неизвестный художник конца XVIII века. Е.И. Пугачёв. Холст, масло.

Емельян Иванович Пугачёв (1742 — 10 (21) января 1775, Москва) — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым известным из них.

«В начале сентября находился он на своем хуторе, как приехал к нему Иван Зарубин и объявил за тайну, что великая особа находится в их краю. Он убеждал Кожевникова скрыть ее на своем хуторе. Кожевников согласился. Зарубин уехал и в ту же ночь перед светом возвратился с Тимофеем Мясниковым и с неведомым человеком, все трое верхами. Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьем армяке, в голубой калмыцкой шапке и вооружен винтовкою. Зарубин и Мясников поехали в город для повестки народу, а незнакомец, оставшись у Кожевникова, объявил ему, что он император Петр III, что слухи о смерти его были ложны, что он, при помощи караульного офицера, ушел в Киев, где скрывался около года; что потом был в Цареграде и тайно находился в русском войске во время последней турецкой войны; что оттуда явился он на Дону…» История Пугачёва. А.С. Пушкин.
Указ «Военной коллегии» Е.И. Пугачёва атаману Белобородову о прибытии его к Магнитной крепости, 2 мая 1774 года. Бумага, чернила, красная сургучная печать с изображением «Петра III» Российский государственный архив древних актов.

На выставке можно увидеть карту, которая рассказывает какие города и населенные пункты посетил Александр Сергеевич во время своей работы над историей Пугачёвского бунта.
Карта путешествия А.С. Пушкина.

«Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился. «И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели...» Капитанская дочка. А.С. Пушкин.
Неизвестный художник. Военный курьер на тройке. Первая треть XIX века.
Пластина металлическая, масло. Государственный музей А.С. Пушкина.

«Крепости, в том краю выстроенные, были не что иное, как деревни, окруженные плетнем или деревянным забором. Несколько старых солдат и тамошних казаков, под защитою двух или трех пушек, были в них безопасны от стрел и копий диких племен, рассеянных по степям Оренбургской губернии и около ее границ. 24 сентября Пугачев напал на Рассыпную. Казаки и тут изменили. Крепость была взята. Комендант, майор Веловский, несколько офицеров и один священник были повешены, а гарнизонная рота и полтораста казаков присоединены к мятежникам.» История Пугачёва. А.С. Пушкин.
Макет Белогорской крепости. Андрей Дорофеев. «Мастерская КИВЕСТА».

«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика. «Недалече, — отвечал он. — Вон уж видна». Я глядел вовсе стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой — скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. «Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.» Капитанская дочка. А.С. Пушкин.
Фрагмент. Палаш офицера лейб-гвардии конного полка. 1765(?). Частная коллекция.


Фрагмент. Шпага офицера кавалерии наградная. 1760-е. Частная коллекция.


Фрагмент. Шпага офицера кавалерии наградная. 1760-е. Частная коллекция.


Фрагмент. Шпага офицера кавалерии наградная. 1760-е. Частная коллекция.

Указ самозванца Емельяна Пугачёва от лица императора Петра III мирскому атаману, крестьянину Белоярской слободы Федоту Кочневу о наборе людей в казаки, в армию Пугачева, с обещанием будущих наград и вольностей, 12 июня 1774 года.
Вержированная бумага с водяным знаком, орешковые чернила.

Бумага верже, вержированная бумага ( fr. vergé — полосатая) — белая или цветная бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос, пересеченных под прямым углом более редкими полосами. Частые полосы называются вержерами, частота их расположения — по 5-8 на 1 см, более редкие полосы называются понтюзо (fr. pontuseaux), они отстоят друг от друга на 2-2,5 см. След от полос рельефно виден на поверхности бумаги лишь с одной стороны. Изначально верже изготовлялась из льняного и пенькового тряпья, отличалась высокой прочностью. Точное время появления этого сорта бумаги в России неизвестно, вероятно, середина XVII века, однако в последующий исторический период верже не считалась редкой, так как на ней напечатано большинство русских книг XVIII — начала XIX века. Кроме того, верже широко использовалась и для изготовления форзацев книг. В России вплоть до конца XIX века бумага верже именовалась комментарной, очевидно, по названию первого русского научного журнала «Commentarii Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae» (издавался с 1728 года), выпускавшегося Императорской академией наук на бумаге этого сорта. Во второй половине XIX — начале XX века бумага верже вырабатывалась из чистой целлюлозы, без древесины, что обусловило ее высокие потребительские свойства, и считалась высокосортной, использовалась преимущественно для изготовления малотиражных и подарочных изданий.
Чарки. Первая середина XVIII века. Серебро. Частная коллекция.

Эту выставку хорошо посещать с детьми после прочтения «Капитанской дочки», тогда текст иллюстрируется экспонатами выставки, и пушкинские строки вновь звучат в процессе вашей прогулки по этой замечательной экспозиции, вспоминаются отдельные фрагменты, с новой стороны раскрывается произведение.

А знаете ли вы, что строки «Капитанской дочки» изучали не только простые граждане империи, но и молодые великие князья?
Дневник великого князя Константина Николаевича за 1842-1843.
«23 сентября 1842. Мы начали читать за русским уроком капитанскую дочь Пушкина».
Государственный архив Российской Федерации.

Великий князь Константин Никола́евич (1827-1892) — генерал-адмирал, пятый ребёнок и второй сын российского императора Николая I и Александры Фёдоровны. Младший брат императора Александра II. 21 января 1853 года вступил в управление морским министерством. Произведён в вице-адмиралы. Во время Крымской войны Константин Николаевич принимал участие в защите Кронштадта от нападения англо-французского флота.
Великий князь Константин Николаевич. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1842. Бумага, карандаш.

Вверху авторская надпись: «Сцена из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Когда отец Андрей Гринев говорит своему сыну Петру что ему пора на службу. Встревоженная этим мать в этот время приготовила варенье для чаю. Поправлял Александр Зауервейд». Государственный архив Российской Федерации.

Также выставка знакомит посетителей с работами Н.В. Фаворского, русского художника-гравера, иллюстрирующих «Капитанскую дочку». В 1938 г. он окончил Московский полиграфический институт. И серия этих гравюр на дереве стала его дипломной работой.
Н.В. Фаворский. Приступ. Серия иллюстраций к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. 1938.
Гравюра на дереве. Собрание семьи Фаворских-Шаховских.

"В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепости. Пушка наша заряжена была картечью. Комендант подпустил их на самое близкое расстояние и вдруг выпалил опять. Картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди... Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал... Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились. «Ну, ребята, — сказал комендант, — теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!» Капитанская дочка. А.С. Пушкин.

Конечно же, мы рассказали вам лишь о малой части выставки. Описать все залы и экспонаты её просто невозможно. Лучше самим дойти и посмотреть. Музей ждет вас, чтобы вновь рассказать историю Петра Гринева и пугачёвского бунта. Не упустите возможность вспомнить это произведение.


Выставка продлится до 11 декабря 2016 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб. Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
leva8821
Nov. 22nd, 2016 11:53 am (UTC)
Сие прекрасно.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com