?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы продолжим рассказ о выставке в Государственном музее А.С. Пушкина «Кино. Литература. Старинный костюм». Эти старинные костюмы, которые получили свою вторую жизнь в кино, теперь проживают новый её этап на выставке в музее.

Кроме мужского костюма, формы и знаков отличия, о которых мы рассказали вам в предыдущей части, вы также сможете увидеть огромное количество прекрасных платьев, накидок, корсажей и многих других частей женского гардероба. Это сейчас мы можем накинуть лёгкое платьице и выбежать гулять на улицу. А ещё сто лет назад женский костюм состоял из куда большего количества предметов одежды. И выставка предлагает познакомиться с ними поближе, а заодно и вспомнить фильмы, в которых мы могли всю эту красоту видеть.
Труакар из льняного плетеного кружев (сцепная техника) цвета экрю.
Ручная работа. Середина 1990-х годов, Россия.

Труакар - (trois quart. франц., букв. «три четверти») верхняя женская одежда типа длинного жакета или полупальто. Вошла в моду в 30 х гг. 20 в.

Конечно же, нам предлагают полюбоваться изысканными и нежными платьями, которые могла себе позволить носить далеко не каждая женщина. Но именно они так прекрасны, что глаз невозможно отвести. Невольно возникает вопрос, почему мы сейчас не носим всей этой красоты? Да, порой это не практично, но так женственно. А ведь именно этого нехватает в наше мире сейчас.
Корсаж из голубого шелка. Край полочек отделан серебряным позументом. Застежка спереди на пуговицы (утрачены). Дублюр из плотного небеленого льна. Косточки из китового уса, низ подшит замшей. Тассеты на подкладке из красного стамеда. Ручная работа.
Середина XVIII века. Западная Европа. На дублюре три печати: « KON. AKAD. HOCHSCHULE DEUTSHE KUNSTE, BERLIN», «1849», «HFDBK».

Лиф платья из зеленого шелкового бархата и розового шелкового репса. Отделан оборками и шу из шелкового газ-шифона, машинным кружевом. Дублюр из хлопчатобумажной ткани бледно-розового цвета. Ручная и машинная работа. Конец 1890-х годов, Россия.

Рассматривая эту красоту словно погружаешься в прошлое. И радуешься, что эти нежные и хрупкие вещицы сохранились до наших дней. Что когда-то киностудия смогла их приобрести, и теперь они не пылятся по сундукам, поедаемые молью и уничтожаемые влагой или чрезмерной сухостью, а красуются перед нами. У них богатая история. Они помнят тепло человеческого тела, помнят, как доводилось им украшать своих хозяек во время выхода тех в свет - но тогда они были предназначены лишь для избранных. А позже, они блистали под светом софитов на киностудии и их могли видеть сотни и тысячи людей.
Лиф платья из фиолетового крепдешина. Отделан ручной вышивкой шелком и бисером по шелковому муслину, машинным кружевом и атласными лентами цвета экрю. Пояс из фиолетового шелкового атласа. Дублюр из тафты.
Ручная и машинная работа. Начало 1910-х годов. Россия.

Платье (лиф, юбка, пояс) из узорного шелка розового цвета в китайском стиле. Орнамент со стилизованными розами, бабочками и мотыльками, на крыльях которых вытана свастика – «крест счастья» - символ благополучия и пожелания удачи. Декорировано хлопчатобумажным машинным тюлем цвета экрю, вышивкой стеклярусом, искусственным жемчугом, тесьмой. Ручная и машинная работа. Середина 1900-х годов, Россия.

Кроме платьев на выставке можно увидеть большое количество эскизов декораций, костюмов и киноплакатов к созданным фильмам на киностудии им. М. Горького в разные десятилетия. В их числе: «Бесприданница» (1936, реж. Яков Протазанов), «В людях» (1938, реж. Марк Донской), «Анна на шее» (1954, реж. Исидор Анненский), «Княжна Мери» (1955, реж. Исидор Анненский), «Фома Гордеев» (1959, реж. Марк Донской) и многие другие. Таким образом вы не просто погружаеесь в прошлое, но и видите рабочий процесс подготовки к съёмкам фильмов.
Платье (лиф, юбка) из тафты шанжан розово-синего цвета, перекрытой черным шелковым тюлем в мушку. Отделано зеленым шелковым бархатом, оборками из тафты шанжан и мерного черного кружева – тип «валансьен». Пояс утрачен. Клеймо фирмы напечатано золотом на шелковым сантюре: «A. Feux brevete. 15Fau, S.-Honore Paris». Приобретено для кинофильма "Щелкунчик" (1967), неосуществлённый проект.

Шанжан — (фр. changeant, от changer изменять). Двуличневый цвет, переливающийся из одного в другой.
Накидка из серого драпа, выполнена в технике просечного узора по ажурной хлопчатобумажной сетке. Отделка машинной вышивкой цветным шелком, черными бархатными лентами и оборкой из шелкового газа. Подкладка из светло-терракотовой тафты. Ручная и машинная работа. Середина 1900-х, Россия. Приобретена для кинокартины «карл Маркс, молодые годы» (1971-1972); художник по костюмам Элеонора Маклакова.
Платье (лиф, юбка) из тафты серого земляного цвета. Декорировано шелковым бархатом, басонной тесьмой и машинным кружевом. Дублер из хлопка. Ручная и машинная работа. Середина 1890-х годов, Россия.

Гляда на эту очаровательной пару так и представляешь гуляющих по набережной или где-то в саду даму и её кавалера. Про костюм кавалера мы уже писали в первой части нашего рассказа о выставке. Помните ткань царского цвета? Но там мы показали лишь фрагмент, а здесь вы можете увидеть весь костюм целиком, да ещё в таком прекрасном сопровождении.

Хороши были не только платья, но и верхние вещи. Всё соответствовало. Даже плотную и тёплую ткань украшали так, что она превращалась в великолепную вещицу, достойную того, чтобы на неё смотрели с восхищением.
Сак из гладкого драпа серо-зеленого цвета. Отделан бахромой, ручной и машинной вышивкой цветным шелком, защипами. Ручная и машинная работа. Середина 1900-х годов, Россия. Приобретено для кинокартины «Щелкунчик» (1967), неосуществленный проект;
художник по костюмам Наталия Шнайдер.

Сак появляется в арсенале модной одежды в 40-е гг. XIX в. сначала как мужская одежда. Позднее это название было перенесено на деталь женского костюма - не длинную верхнюю одежду с прямой или расширенной спинкой. На подкладке, с рукавами и разнообразными воротниками. Зачастую спинка кроилась несколько длиннее передних пол женского сака. Мне кажется, что в таком одеянии можно гулять и в наше время. Правда к вам будет приковано внимание всех окружающих.

Фрагмент. Сак из гладкого драпа серо-зеленого цвета. Середина 1900-х годов, Россия.


Фрагмент. Сак из гладкого драпа серо-зеленого цвета. Середина 1900-х годов, Россия.


Фрагмент. Сак из гладкого драпа серо-зеленого цвета. Середина 1900-х годов, Россия.

Отдельного внимания заслуживают детали отделки. Их можно рассматривать очень долго. Сложно удержаться и не прикоснуться. Сколько вложено в них фантазии. А сколько труда! Но в результате из рук мастерицы вышло настоящее произведение искусства.
Пелерина из бирюзового сукна. Отделана вышивкой золотными нитями в прикреп. Подкладка из полушелкового сатина в тон. Ручная работа. Конец 1890-х годов, Россия. Приобретена для картины «Гулящие люди» (1988); художник по костюмам Евгения Червонска.
Пелерина из сукна молочно-белого цвета. Отделана вышивкой золотными нитями в прикреп.
Подкладка из шелкового сатина в тон перекрыта батистом. Ручная работа. Конец 1890-х годов, Россия.
Приобретена для кинокартины «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989); художник по костюмам Берта Куратова.


Фрагмент. Пелерина из сукна молочно-белого цвета. Ручная работа. Конец 1890-х годов, Россия.


Фрагмент. Пелерина из сукна молочно-белого цвета. Ручная работа. Конец 1890-х годов, Россия.

Детали, детали и ещё раз детали. Именно их хочется показать поближе. В некоторых случаях нам было безумно жаль, что вещь нельзя обойти по кругу, рассмотреть со всех сторон. Впрочем, часть из них стоит так, что можно позволить себе такую роскошь. Так были расположены эти две пелерины. Мы любовались каждым шовчиком, каждой ниточкой. Невероятноя красота!

Фрагмент. Пелерина из сукна молочно-белого цвета. Ручная работа. Конец 1890-х годов, Россия.


Фрагмент. Пелерина из бирюзового сукна. Ручная работа. Конец 1890-х годов, Россия.

Эти удивительные вещи из того времени, когда одежду не покупали просто приходя в магазин и подбирая что-то из предложенного в зале. Тогда их шили на заказ, по индивидуальным меркам. Каждая из них была уникальна. Не важно, простое это было платье или роскошное, кто-то шил себе сам, дома, кто-то обращался к модельерам и швеям. Сейчас это может показаться нам странным, а когда-то было нормой.

Фрагмент. Пелерина из бирюзового сукна. Ручная работа. Конец 1890-х годов, Россия.


Фрагмент. Пелерина из бирюзового сукна. Ручная работа. Конец 1890-х годов, Россия.

Увидеть всю эту красоту нужно обязательно. Но поспешите, до конца выставки осталась лишь неделя. А потом нам с вами останется только любоваться фотографиями.
Увы, каталога выставки до сих пор нет и не известно, будет ли он вообще. А жаль! Ведь как приятно было бы листать книгу с хорошими фотографиями и любваться, вспоминать, мечтать. Ну чтож, приходите мечтать на выставку, пока ещё не поздно.

Выставка продлится до 22 января 2017 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб. Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com