mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Война, покончившая с миром" - отчёт.

В Московском Мультимедиа Арт Музее проходит выставка, рассказывающая о событиях Первой Мировой Войны "Война, покончившая с миром". Фотоматериалы, предоставленные французскими и английскими собраниями, повествуют о войне, которая завершили сказочную Belle Époque. Все научные новинки по уничтожению обрушились на противников, были забыты законы войны, которые принимали на конференциях мирного времени. Именно в это время ковались противоречия, которые будут давлеть над событиями всего двадцатого века. Но наша память об этой войне оказалась недолговечной. Открыть неизвестные страницы этих страшных событий, вспомнить участников и основные вехи помогает эта выставка.

Общий вид зала.

Выставка сама по себе огромна. Она занимает два этажа выставочного комплекса и оснащена мониторами с трансляцией кинохроники. Звуки боев транслируются через динамики, приближая вас к событиям, запечатленным на фотоматериалах.
Прелюдией к выставке является известнейшие фотоматериалы о покушении на эрцгерцога Франца Фердинанда. Здесь есть последние его фотографии с супругой и фотографии ареста Гаврилы Принцыпа.

Стенд с фотоматериалами убийства в Сараево.

При входе на выставку звучит отрывок поэмы Анны Ахматовой «Поэма без героя» в исполнении поэтессы. Очень приятно, что фонды Государственного Литературного Музея стали работать и знакомить посетителей разных музеев с записями голосов нашей литературы.
Так как здесь представлено огромное количество материалов, то я постараюсь привлечь ваше внимание к тем, что заинтересовали меня. А вы, посетив эту выставку, сможете познакомиться с другими аспектами этой экспозиции.
Приглашаю вас перейти к интересным и неизвестным событиям Великой войны. В 1914 году в недрах военно-морской авиации Великобритании был сформирован дивизион бронеавтомобилий. 1 декабря 1915 года дивизион в составе 42 офицеров и 500 рядовых был отправлен на фронт в Россию, где воевал в Галиции.
Неизвестный автор. Британские морские офицеры и офицер русской армии рядом с бронеавтомобилем «пирс-Эрроу», вооруженной 47-милимитровым орудием.

Эти броневики входили в состав эскадрона бронеавтомобилей авиации Королевских военно-морских сил (русской дивизии бронеавтомобилей), служившего на восточном фронте в 1915-1918 гг. Возможна эта фотография сделана на заводе У.Дж.Алена в Типтоне, Саффорд (компания занималась бронированием таких автомобилей). Имперский военный музей, Лондон.

Неизвестный автор. Члены эскадрона бронеавтомобилей и русские артиллеристы позируют с британским флагом на железнодорожной платформе в Галиции, в ходе подготовки к наступлению.
Июль 1917 года. Имперский военный музей, Лондон.

Так же в помощь Российской империи первый лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Черчиль отправил несколько подводных лодок. В октябре 1914 года прибыло первые три лодки, в следующем году к ним присоединились еще четыре. База подводных лодок располагалась в Ревели, а после начала революционных событий была перенесена на остров Ханко. И если в начале войны боевые действия были весьма успешны, то в последующем из-за улучшения ведения противолодочных мероприятий, успехи были сведены к минимум. В октябре 1917 года подводные лодки участвовали в отражении десанта с целью захвата Рижского залива.

Неизвестный автор. Групповая фотография с подписями британских и русских морских офицеров, служивших в подводных силах Балтийского флота во время Первой мировой войны.
Имперский военный музей, Лондон.

Еще одна неизвестная страница войны – это бельгийский корпус бронеавтомобилей сражавшихся на восточном фронте. Этот корпус состоял из бельгийских добровольцев и принимал участие в боях в Галиции и в знаменитом Брусиловском прорыве. После революции с большим трудом через Сибирь корпус добирается до Владивостока и через Америку возвращается на Родину. Официально корпус был расформирован 15 июля 1918 года. В этом году брюссельский Музей вооруженных сил планирует восстановить один из бронеавтомобилей бельгийского корпуса.

Неизвестный автор. Парад пушечных бронеавтомобилей в Лоншане (Франция) перед отправкой в Россию.
1915 год. Королевский музей армии и военной истории, Брюссель.

Одними из самых интересных стендов является выставка цветных фотографий из Франции.

Общий вид зала.


Стенд с цветными фотографиями.


Фернан Кювиль. Солдат умывается, улица Сэр. Реймс, Франция, 1917 год.
Департамент О-де-Мен, Музей и Сады Альберт-Кан, коллекция «Archives de la Planete», Франция.



Поль Кастельно. Двое морских пехотинцев, герои боев в Дри Грахтен во Фландрии.
Дюнкерк, Франция, 3 сентября 1917 года.
Департамент О-де-Мен, Музей и Сады Альберт-Кан, коллекция «Archives de la Planete», Франция.



Фернан Кювиль. Группа пулеметчиков.
Бюсси-ле-Лон, Франция, июнь 1917.
Департамент О-де-Мен, Музей и Сады Альберт-Кан, коллекция «Archives de la Planete», Франция.



Стефан Пассе. Перед казематом с 75-мм орудием.
Конши-ле-По, Франция, 21 июля 1915.
Департамент О-де-Мен, Музей и Сады Альберт-Кан, коллекция «Archives de la Planete», Франция.



Поль Кастельно. Русские солдаты перед бакалейной лавкой на рыночной площади.
Реймс, Франция, 11 марта 1917 года.
Департамент О-де-Мен, Музей и Сады Альберт-Кан, коллекция «Archives de la Planete», Франция.



Фернан Кюваль. Господин Терени, миссионер 85-го полка (санитар).
Реймс, Франция, 1917.
Департамент О-де-Мен, Музей и Сады Альберт-Кан, коллекция «Archives de la Planete», Франция.

Еще одна жемчужина выставки это стереофотографии на стекле из коллекции Сергея Бурасовского. С их помощью вы погружаетесь в события тех дней. Это как новые 3D фильмы. Вокруг вас взрывы, разрушенные мосты, сгоревшие аэростаты. И, кажется, что до всего этого можно дотронуться.

Стенд со стереофотографиями.

А вот какой пес был призван сражаться за страну своего хозяина. Очень похоже, что это германцы.



Еще один стенд с цветными фотографиями.


Фернан Кювиль. Акустический датчик противовоздушной системы обороны (на заднем плане 75-мм пушка ДСА).
Нойон, Уаза, 1917. ECPAD, Франция.

Так же у вас есть возможность открыть для себя имя русского военного фотокорреспондента Сергея Корсакова и познакомиться с его работами. Штабс-капитан Сергей Корсаков служил артиллеристом прошел русско-японскую и первую мировую войну. Сотрудничал с изданием «Великая война в образах и картинах».

Стенд с фотографиями Сергея Корсакова.

Под редакцией Ивана Лазоревского в 1914-1917 годах выходило иллюстрированное периодическое издание «Великая война в образах и картинах». Было издано 14 выпусков, содержащих воззвания, манифесты, дневники военных действий, очерки событий на фронтах, в госпиталях и в тылу.
Выставка предоставляет редкую возможность посмотреть на фотографии самого страшого оружия Великой войны – химического.

Неизвестный автор. Газовая атака. Распыление газа с самолета. 1915. Photothèque CICR(DR).


Неизвестный автор. Газовая атака. 1915-1918. Photothèque CICR(DR).

22 апреля 1915 года в 17 часов с попутным ветром на позиции 5-го британского армейского корпуса начался пуск удушливого газа. Так началась первая газовая атака. Для этого было установлено 150 газобаллонных батарей – 6 тысяч баллонов с хлором на фронте в 6 километров. Оставленные британцами окопы и артиллерийские позиции без выстрелов занимались германской армией. От хлора пострадало 15 тысяч человек, из них 5 тысяч умерло.
Один небольшой зал знакомит нас с прессой, которая освещала события войны. Здесь представлены российские и французские издания. Так же есть возможность посмотреть на мониторах фотографии c рельефным изображением и копии газетных изданий.

Стенд с российскими изданиями.


Стенд с французскими изданиями.


Монитор с рельефными фотографиями.

Рельефные фотографии не предназначались для печати в газетах и журналах. Они выпускались сериями и продавались в коробках, показывая весь ужас войны. Это первая возможность увидеть и практически ощутить боевые действия, не принимая в них участия. Еще одной спецификой этих изображений является отсутствие ретуши, так как такие изображения очень трудно ретушировать.
Еще одной стороной этой войны были, конечно, карикатуры на противников. Здесь вы сможете ознакомиться с творчеством наших художников высмеивающих врагов.

Карикатуры.


А.Панин. Тоне, не тонет… Тонет..
Бумага, тушь, акварель. Кллекция Сергея Шестакова, Москва.

А теперь мы перейдем на следующий этаж, где перед нами развернется панорама разрушений, страданий и смертей. Все то, что приносит война, а уж Великая война принесла этого более чем достаточно. Но ничему людей не научила, видимо длительные мирные периоды в истории слишком сильно влияют на мозги обывателя. Потом, конечно, приходит прозрение, но это уже потом и не для всех.

Общий вид зала.


Неизвестный автор. Лагерь для военнопленных и гражданского населения в Ангра-ду-Эроижму. Собачье семейство.
Азорские острова, Португалия, 1918. Photothèque CICR(DR).

Проходя мимо фотографий давно минувшего прошлого, вы увидите, как перед вами открывается другая сторона войны. Здесь пойдет рассказ о лагерях военнопленных, репатриациях, деятельности Международного Красного Креста.

Стенд с фотографиями англо-русского госпиталя.

Англо-русский госпиталь был открыт в Петрограде во дворце Белосельских-Белозерских на Невском проспекте 1 февраля 1916 года. Это был подарок Британии и идея его открытия исходила от Министерства иностранных дел в Лондоне. Средства на реализацию проекта собирались через подписку, среди донаторов были король Георг V и королева Мэри, британский Красны Крест и орден св. Иоанна Иерусалимского, правительство Канады. Госпиталь был предназначен только для рядового состава русских войск и кроме центрального отделения в Петрограде имел еще два полевых отделения. После революции 18 января 1918 года персонал госпиталя отбыл в Англию.

Стенд с цветными фотографиями.


Поль Кстельно. Монсеньор Люсон. Реймс, Франция, 31 марта 1917. Департамент О-де-Мен, Музей и Сады Альберт-Кан, коллекция «Archives de la Planete», Франция.


Фернан Кювиль. Мадемуазель Кантон-Бакара. Суассон, Франция, июнь 1917. Департамент О-де-Мен, Музей и Сады Альберт-Кан, коллекция «Archives de la Planete», Франция.

Одна из самых пронзительных фотографий на этой выставке. Для меня самое страшное это потеря культурных ценностей, архитектурных памятников. И это только начало.

Неизвестный автор. Пьета в руинах. Германия, январь 1915. Photothèque CICR(DR).

В заключение рассказа о выставке я хотел бы показать стенд с этими фотографиями. Никогда нельзя забывать, чем заканчиваются войны. Но если она началась, нет других вариантов, как вставать на защиту своей Родины и родных.

Европейские кладбища времен Великой войны.

Выставка продлится до 19 октября 2014 года.

Адрес: ул. Остоженка, д. 16. Проезд до ст. м. Кропоткинская. Карта тут.
Время работы: вторник-воскресенье с 12.00 до 21.00
Понедельник – выходной день.
Цена билета для взрослых 400 руб. Есть льготы. Подробности тут.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МАММ, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments