?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее проходит замечательная выставка «Боги и герои Древней Греции». Экспозиция включает 135 произведений искусства из музеев и частных коллекций Греции, охватывающих весь период античности — от доисторической эпохи до Римской империи. Экспонаты представляют все виды древнегреческого художественного творчества: скульптуру, керамику, изделия из металла и монеты.
Здесь представлены не только извесные нам со школьной скамьи боги и герои Древней Греции, но и представители культов до классического периода.
Женская фигурка с поднятыми руками.
Позднеминойский IIIC период. 1200-1100 гг. до н.э. Глина. Гази, Ираклион.

Подобные статуэтки относятся к ярким образцам символичного для минйоской религии типа «богини с поднятыми руками». Они приобрели особую популярность в святилищах «последворцового» периода (1450-1100 гг. до н.э.) На тиаре помещены пять фигурок. Изображение птицы в передней части тиары символизирует божественное начало. Интерпретация остальных символов неясна.

Одну из двух существующих ныне систем хронологии, применяемых археологами для описания истории минойской цивилизации предложил греческий археолог Николаос Платон, открыватель минойского дворца в Закросе (остров Крит, 1961), последнего из четырёх открытых на острове дворцов. Его хронология базируется на данных изучения крупных архитектурных комплексов (дворцов) Крита: в Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закросе. Согласно Платону, история минойской цивилизации делится на периоды:
Додворцовый период — 2600—2000 годы до н. э.
Раннедворцовый период — 2000—1700 годы до н. э.
Новодворцовый период — 1700—1400 годы до н. э.
Последворцовый период — 1400—1100 годы до н. э.

Ну а мы вернемся к уже греческим богам и вспомним знакомые нам имена и полюбуемся прекрасными артефактами. И начнем с самого любимого нами бога Древней Греции. «У Вас есть время поговорить о нашем боге Дионисе?».
Фрагмент. Статуя Диониса
150-175 гг. н.э. Белый мрамор (фасосский?) Найдена в Фессалониках, на улице Олимпиадос.

До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны.
Статуя Диониса.
150-175 гг. н.э. Белый мрамор (фасосский?) Найдена в Фессалониках, на улице Олимпиадос.

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребёнка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Она ведь знала, что любой смертный обратится в пепел, когда Зевс явится вооруженный громами и молниями.
Фрагмент. Статуя Диониса.
150-175 гг. н.э. Белый мрамор (фасосский?) Найдена в Фессалониках, на улице Олимпиадос.

Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его явиться во всем своём божественном великолепии. Засверкали молнии, огонь охватил дворец. Семела сгорела, но Зевс все же успел выхватить младенца из пламени. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра.
Терракотовый бюст Диониса.
380-360 гг. до н.э. Беотийскя мастерская. Глина.

Великие или Городские Дионисии проводились в Афинах в честь Диониса, бога вина. В этом пятидневном празднике могли участвовать не только афиняне, но и приезжие со всей Греции. В первой части праздника древнюю деревянную статую бога, хранившуюся в святилище к югу от Акрополя, проносили в протяженной процессии и помещали в театр для «участия» в торжествах. В последующие дни в театре проходили выступления хоров и знаменитые драматические конкурсы с показом трагедий и комедий, а также сатирические игры, в то время как по всему городу шли различные праздничные мероприятия.
Фрагмент. Краснофигурный килик с изображением дионисийской сцены.
Около 510-500 гг. до н.э. Аттика. «Берлинский мастер». Глина. Найден в ходе раскопок Афинской Агоры, в колодце под Стоей Аттала.

Далее экспозиция знакомит гостей выставки с Деметрой — в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Одна из наиболее почитаемых богинь олимпийского пантеона. Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида. Сестра и возлюбленная Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Согласно легенде, была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы. Основным в мифологии о Деметре является миф о похищении Аидом её дочери Персефоны.
Рельефная стела с изображением Исиды, как Деметры и посвятительной надписью.
Вторая половина III – начало ШШ в. до н.э. Мрамор. Дион, святилище исиды (была встроена в фасад храма).

Большое святилище в честь Деметры, богини растительности и плодородия, и ее дочери Персефоны было построено в Элевсине, в нескольких милях к западу от Афин. Его известность была связана с Элевсинскими мистериями, ежегодными празднествами, завершавшимися обрядами инициации, который символизировал жизненный цикл. На протяжении веков в этих празднествах принимали участие только посвященные. Считалось, что участие в мистериях позволяло всем людям, независимо от пола, происхождения и социального состояния, обеспечить себе счастливую жизнь в загробном мире.
Рельефное изображение сидящей богини. Вторая половина I в. н. э. Белый мрамор. Кносс, Крит.

Еще одна богиня, с которой знакомит нас эта выставка, жена Зевса Гера. Гера — в древнегреческой мифологии богиня — покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня, сестра и жена Зевса. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом.
Скульптурное изображение головы Геры.
420-400 гг. до н.э. Мрамор. Аргос, напротив западной стены храма Геры.

Богиня Гера, жена Зевса, имела много черт, характерных для догреческих божеств. О ее древности в греческом пантеоне свидетельствуют два главных святилища, посвященные ей: Герайон на Самосе (остров в Восточно-Эгейском море, считавшийся местом рождения богини) и Герайон в Аргосе (город в Пелопонесе, находившийся под ее защитой). Многие праздники, связанные с Герой, были посвящены женщинам и супружеству. В Олимпии, где культ Зевса был объединен с почитанием Геры, проводились состязания в честь богини, в которых принимали участие исключительно женщины.
Вотивный рельеф с изображением Зевса, Геры, Афины и других богов.
Последняя четверть IV в. до н.э. Белый мрамор. Фессалоники.

Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.

Боги и герой древней Греции ждут вас на выставке. Приходите в музей узнавать новое и вспоминать хорошо забытое старое. Это прекрасная возможность окунуться в мир богов и героев, мифов и легенд.
Больше наших статей о выставке: часть 2, часть 3, часть 4.

Выставка ждет посетителей до 15 февраля 2017 года.

Адрес: Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета: взрослый - 300 рублей, льготный - 150/60 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com