?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы продолжаем наш рассказ о выставке в Государственном Историческом музее, где зал экспозиции рассказывает о богах и героях Древней Греции. Придя сюда, вы вспомните, как зачитывались мифами и легендами в изложении Николая Альбертовича Куна. В выставочном пространстве вас встретят Зевс Громовержец и его ревнивая жена Гера, Афина и Деметра, поднявшийся на Олимп Геракл и обожествленный Александр Великий. Не пропустите уникальную возможность погрузиться в этот удивительный мир.
Статуэтка Геракла. 350-325 гг. до н.э.
Пентелийский мрамор. Найдена в Афинах, недалеко от церкви Св. Ирины в 1885 г.

Геракл — в древнегреческой мифологии герой, сын бога Зевса и Алкмены — жены героя Амфитриона. При рождении был назван Алкидом . Неоднократно упомянут уже в «Илиаде» . Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса.
Алтарь. Сторона В. I в н.э. Найдено: Афины в 1911 году.

Алтарь имеет профилированное основание и формирование и формованную верхнюю часть. Наверху грубо выделанное углубление в форме чаши диаметром 5 см – его использовали скорее всего, для возжигания благовоний, о чем говорит черная, как будто обгорелая поверхность. На каждой из сторон алтаря изображены подвиги Геракла (три канонических и один неканоничный) в следующем порядке:
Сторона А: Геракл сражается с Немейским львом;
Сторона В: Геракл и семиглавая Лирнейская гидра;
Сторона С: Геракл сражается с ливийским гигантом Антеем;
Сторона : Геракл пытается поймать Керинейскую лань.
Алтарь. Сторона А. I в н.э. Найдено: Афины в 1911 году.

В зале музея вы можете познакомится с еще одним обожествленным героем, создавшим огромную империю и навсегда вошедшим в историю как эталон правителя. Многие последующие поколения пытались достичь славы Александра Великого.
Скульптурное изображение головы юноши (тип «Александр Великий»).
Вторая половина II в. н.э. Белый мрамор. Приобретена на аукционе в 1996 году.

Изображение головы сохранилось очень хорошо. Исходя из качества обработки мраморной поверхности, можно предположить, что волосы были позолочены. В волосах – круглая диадема. Перечисленные детали характерны для изображений Александра Великого. В четырех отверстиях крепились лучи, создававшие видимость божественного блеска и вместе с диадемой символизировавшие Солнце. Алекснадр пытался утвердить иконографический тип, соответствовавший его собственнм представлениям. Это напрямую связано с его обожествлением, которое произошло еще при жизни правителя. Во времена диадохов идеализированный портрет получил широкое распространение по всему эллинистическому миру. Во множестве случаев подобные головы считались подлинными изображениями великого правителя. Несмотря на наличие всех харктерных черт, изображение не может быть идентифицировано ни с одним из известных портретов Александра Великого.
Скульптурное изображение головы Александра Великого. II в. н.э. Белый мрамор.

Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, македонского царя Филиппа II, Александр обезопасил северные рубежи Македонии и завершил подчинение Греции разгромом мятежного города Фивы. Весной 334 года до н. э. Александр начал легендарный поход на Восток и за семь лет полностью завоевал Персидскую империю. Затем он начал покорение Индии, но по настоянию солдат, утомлённых долгим походом, отступил.

На выставке гости музея могут увидеть не только изображения богов и героев, но и предметы, которыми пользовались люди того времени. Это элементы доспехов, предметы вооружения и монеты.
Шлем «халкидского типа» Вторая половина IV в. до н.э. Высота 32,0 см; длина 23,0 см; ширина 16,0 см. Бронза.
Китрос, местность Лулудиес, новая железнодорожная линия, могила №98. Гробница в форме каменного ящик, раскопки Пидны.

Шлем с подвижными нащечниками, наносником, моделированными надбровными дугами и округлым верхом. Представленный шлем использовался в данном случае как урна для кремации.
Фрагмент. Меч. Вторая половина IV в. до н.э. Железо.
Макригиалос, участок №951, захоронение №187, северный некрополь Пидны
.

Железный меч с единой рукоятью и гардой найден в гробнице. Он находился в деревянных ножнах, следы от которых есть на лезвии. На обоих концах ножен хорошо сохранились украшения из слоновой кости. В ходе раскопок в Македонии обнаружено значительное число подобного оружия, самым роскошным из которых является меч Филиппа II.
Наконечники стрел. Середина IV в. до н.э. Бронза. Древний Олинф.

Наконечники стрел с прямыми сторонами, на которых отлиты надписи ФIЛIППО (Филиппа), прикреплены к полым втулкам. В Олинфе найдено множество наконечников стрел, применявшихся в ходе хорошо известной осады и захвата города 348 г. до н.э. Имя царя ФIЛIППО свидетельствует о том, что наконечниками были произведены в одной из мастерских, находившихся под государственным контролем, вероятно для царских лучников.
Ядра для пращи. IV в. до н.э. Свинец. Найдены на акрополе древней Стагиры.

Очень часто в надписях, отлитых зеркально на обеих сторонах ядер, встречаются греческие имена. По мнению исследователей, они принадлежали мастерам, отливавшим ядра. Согласно Онисандру (Наставления военачальникам, 19.3.1) «праща – это смертельное орудие, использовавшееся легой пехотой, поскольку свинец одного цвета с воздухом и поэтому невидим, эффект от таких ядер неожиданный и повреждения не только тяжелые, но и поникающие глубоко в плоть».
Венок. Конец IV – начало III в до н.э. Золото. Диаметр 23,3 см; вес 35,2 г.
Найдено в погребение Агиос Афанасиас в Фессалониках.

Данный венок найден в погребальной камере из паросского камня, в которой находились кремированные кости молодого человека, алабастр и стригиль. Венок из двух цилиндрических стержней, изготовленных из тонких золотых пластин, скрепленных проволокой. Петли по обоим концам венка предназначались для фиксации его на голове с помощью тканевого или кожаного ремня. Сохранилось 39 оливковых листьев копьевидной формы с прожилками в центральной части.

Алабастр — сосуд из алебастра с крашеным орнаментом, а также из стекла, металла или обожж. глины, имеющий продолговатую, закругленную книзу форму, плоское горло и ушко, за которое его подвешивали для хранения.

Стригиль (Strigilis) — в античности до изобретения мыла серповидный скребок для очищения поверхности кожи от пота и грязи. Изготавливался из бронзы или другого металла. Для этого тело предварительно намазывалось маслом. В термах очищение стригилем часто выполняли рабы. Изображение стригиля встречается на античных вазах.

Многочисленные оливковые венки, служившие в качестве погребальных даров, найдены в различных городах Македонии. Золотые венки натуралистично имитировали разные растения. В IV- III вв. до н.э. их носили в основном члены царской семьи, а так же надевали в особых случаях на церемонии и симпосии высшие должностные лица государства. Это подтверждает настенная роспись, украшающая фриз «македонской» гробницы в Агиос Афанасиос и последовательно иллюстрирующая различные стадии симпосия.
Фрагмент. Венок. Конец IV – начало III в до н.э. Золото. Диаметр 23,3 см; вес 35,2 г.
Найдено в погребение Агиос Афанасиас в Фессалониках.

В зависимости от изображения растений венки имели различное символическое значение: «дубовые» принадлежали только членам царской семьи; «плющевые» - вероятно, служителям культа Диониса; «миртовые» - молодым воинам или служительницам культа Афродиты; «лавровые» и «оливковые» ассоциировались, соответственно, с культами Аполлона и Афины и вручались победителям спортивных и театральных состязаний.

А завершим мы сегодняшний рассказ богиней Победы, которую также можно увидеть на этой выставке..
Терракотовая статуэтка Ники. II-I вв. до н.э. Глина. Мирина, Малая Азия.

Ника — в древнегреческой мифологии богиня победы, дочь титана . Союзница Зевса в его борьбе с титанами и гигантами; поэтому боги клянутся водой её матери Стикс. Являясь приспешницей победы, она сопровождает Афину Парфенос, представительницу высшей мировой всепобеждающей силы.

Приходите в музей, что бы прикоснуться к истокам европейской культуры. Ведь не зная сюжетов мифов Древней Греции понять европейское искусство практически невозможно.
Больше наших статей о выставке: часть 4, часть 2, часть 1.

Выставка ждет посетителей до 15 февраля 2017 года.

Адрес: Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета: взрослый - 300 рублей, льготный - 150/60 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com