?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы продолжаем наш рассказ о прекрасной выставке «Александровский дворец в Царском Селе и Романовы», проходящей в Царицыно. История Александровского дворца содержит счастливые и трагические страницы, наполненные событиями в судьбах его владельцев. В его стенах проходила жизнь нескольких поколений императорских семей. В июне 1796 года первый владелец – великий князь Александр Павлович – въехал в Царскосельский Новый дворец, построенный для него в качестве свадебного подарка Екатериной II. Через 120 лет, 1 августа 1917 года, отрекшийся от престола Николай II вместе со совей семьей навсегда был вынужден покинуть Александровский дворец. Из «милого Царского» начался путь Романовых, завершившийся в июле 1918 года расстрелом в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге.

Экспозиция выставки.

До 1941 года в Александровском дворце работал музей. Во время оккупации города Пушкино здесь размещались немецкие и испанские воинские части. После Великой Отечественной войны здание занимали различные учреждения. В 1997 году когда во дворце еще находилось подразделение Министерства обороны РФ, в восточном флигеле была открыта большая экспозиция «Воспоминания об Александровском дворце». Это стало важным шагом к возвращению шедевру Кваренги музейного статуса. В 2009 году дворец перешел в ведение ГМЗ «Царское Село», а в 2010 его парадные залы открылись для посещения публикой. Осенью 2015 года в Александровском дворце начались беспрецедентные реставрационные работы.
Печальна судьба коллекции произведений искусства, которая хранилась во дворце. Часть вещей была утрачена в годы войны. Сохранившиеся предметы были распределены по различным организациям. Организаторы выставки нашли возможность показать значительную часть экспонатов исторической коллекции дворца, большинство которых хранится в фондах ГМЗ «Царское Село», частично – ГМЗ «Павловск» и Новгородского музея-заповедника. Участие разных музеев позволило впервые с 1941 года экспонировать вместе целый ряд предметов «родных» для дворца.
И мы продолжаем свой рассказ о них. И сегодня сосредоточимся на залах посвящённых семье последнего императора – Николая II.
Липгарт Эрнест Карл. Портрет императора Николая II. Санкт-Петербург. 1900-е. Холст, масло.

Это один из первых портретов Николая II, исполненный после его вступления на престол. 22 января 1896 года в своем дневнике Николай записал: «Было чудное светлое утро. Перед докладами Липгарт принес показать им написанный мой портрет».

«Что за блаженство жизнь вдовоем в таком хорошем месте, как Царское!», - этими словами в дневнике в ноябре 1894 г. Николай II описал свои впечатления о первых днях семейной жизни. Николай и Александра выбирали рисунки для обивки мебели, стен, ковры, вносили уточнения в эскизы убранства личных покоев. С первого дня их половина стала наполняться личными фотографиями.
Фотокамера «№2 BULLS-EYE, Model D». США, Рочестер, фирма « Eastman Kodak C».
Кожа, металл, стекло, дерево, картон, ткань; тиснение, штамповка, никелировка, окраска.

Камера принадлежала Пьеру Жильяру; преподавателю французского языка детей императора Николая II. Этой камерой были выполнены снимки царской семьи в Царском Селе, а затем в Сибири, куда Жильяр отправился вместе с семьёй Николая II. Впоследствии (после отъезда в Швейцарию) камера была подарена Жильяром своей крестнице, матери Ж. Мозера, которому перешла по наследству. Мозер передал камеру ГМЗ «Царское Село» 26 августа 2015 года.
Фрагмент. Меню обеда, состоявшегося в день помолви цесаревича Николая Александровича и принцессы Алисы Гессенской.
Кобург. 8/20 апреля 1894 г. ГАРФ.

Можно ознакомиться и даже попробовать приготовить блюда из этого исторического документа. Меню, кстати, украшено достаточно простенько, только гербами виновников торжества. Но на нем есть автограф Алисы Гессенской, будущей Александры Фёдоровны.
Фрагмент. Меню обеда, состоявшегося в день помолви цесаревича Николая Александровича и принцессы Алисы Гессенской.
Кобург. 8/20 апреля 1894 г. ГАРФ.

Письмо принцессы Алисы Гессенской жениху цесаревичу Николаю Александровичу.
30 мая 1894. Автограф. Англ. Яз. ГАРФ.

«Прилагаю три образца бархата, так как не могу никак решить, который из них выбрать… Теперь выбери ты… Длина спереди от шеи до талии – 37 см, от талии до пола – 111 см. Вот, г-н портной, Вам все ясно?».
Фрагмент. Кинжал. Япония. XIX век. Сталь, слоновая кость, бронза; литье, резьба.

Кинжал привезен из путешествия в 1891-1892 гг. Находился в кабинете Николая II в Зимнем дворце.
Гранич Сюзанна Рената. Фрагмент. Благовещение. Австрия (?). После 1896 г. Холст, масло.

В число личных комнат императрицы входила палисандровая гостиная, созданная в 1896-1898 годах. На стенах находились картины, приобретённые в первые годы совместной жизни Николая и Александры. «Благовещение» - один из излюбленных сюжетов Александры Федоровны, который присутствует на древних русских иконах, во множестве развешанных в соседней Спальне.
Гранич Сюзанна Рената. Фрагмент. Благовещение. Австрия (?). После 1896 г. Холст, масло.

А ниже оригинальный подарок республиканской Франции. Ох уж и шутники эти французы. Интересно в сопроводительных документах случайно нет фразы: «И Вам того же желаем»?
Фрагмент. Гобелен «Мария Антуанетта с детьми».
Париж, Французская Национальная манцфактура гобеленов. 1897-1899. Шелк, шерсть; ткачество.

С оригинального портрета Марии Антуанетты с детьми кисти Виже-Лебрен (1787). Преподнесен императрице как дипломатический подарок президентом Франции Э. Лубе в рамках его визита в Царское Село в 1902 году.

Мария-Антуанетта (фр. Marie-Antoinette , урождённая Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская, 1755—1793) — королева Франции, младшая дочь австрийского императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI с 1770 года. После начала Французской революции была объявлена вдохновительницей контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена на гильотине.
Изенберг Константин Васильевич. Модель памятника миноносцу «Стерегущий». Россия. Конец XIX в. Бронза темная.

Стерегущий — русский миноносец типа «Сокол». Заложен в 1900 году на Невском заводе (Санкт-Петербург), имея тогда название «Кулик». Погиб в неравном бою с превосходящими силами японцев 26 февраля (10 марта) 1904 года во время русско-японской войны. Против миноносцев «Стерегущий» и «Решительный» действовало четыре японских миноносца, которые по вооружению, водоизмещению и количеству экипажа существенно превосходили русские миноносцы. Согласно одной из версий, когда японские моряки поднялись на борт искорёженного миноносца, то двое русских моряков скрылись в трюмном отделении. Они заперлись в помещении и отказались сдаваться. Вскоре миноносец начал тонуть. Это обстоятельство дало повод к утверждению, что русские моряки сами затопили свой миноносец и погибли, чтобы не сдаться врагу со своим кораблём. Из экипажа «Стерегущего» в живых остались только Ф. Юрьев, И. Хиринский, А. Осинин и В. Новиков.

10 (23) мая 1911 года, в присутствии императора Николая II, в Александровском парке на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге открылся памятник, посвящённый геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий» по проекту скульптора К.В. Изенберга и архитектора А.И. фон Гогена (расчёты фундамента выполнил проф. В.Н. Соколовский, отлил скульптурную композицию талантливый литейщик В.З. Гаврилов). Памятник изображает двух матросов, открывающих кингстоны, так как по информации, именно В. Новиков и И. Бухарев затопили корабль, чтобы он не достался врагу.
Ткаченко Михаил Степанович. Спуск броненосца «Очаков» в Севастополе. Россия. 903. Холст, масло.

Здесь изображено начало пути этого броненосца. А прославила его революция 1905 года. 13 ноября началось восстание на крейсере «Очаков». Офицеры вместе с кондукторами покинули корабль. Во второй половине дня 14 ноября на «Очаков» прибыл лейтенант Шмидт, подняв на нём сигнал: «Командую флотом. Шмидт». (Фальшивые дети именно этого лейтенанта потом создали корпорацию, описанную Ильфом и Петровом). Во второй половине дня 15 ноября восставшим был предъявлен ультиматум о сдаче. Не получив ответа на ультиматум, верные правительству войска начали обстрел восставших кораблей. Лейтенант П. П. Шмидт, матросы А. И. Гладков, Н. Г. Антоненко, кондуктор С. П. Частник были приговорены к смертной казни (расстреляны 6.3.1906 на острове Березань), 14 человек — к бессрочной каторге, 103 человека — к каторжным работам, 151 человек направлен в дисциплинарные части, более 1000 человек наказаны без суда.
Лагорио Лев Феликсович. Корабль в море (Ялта). Россия. 1901. Холст, масло.

В декабре 1916 года во дворце состоялось последнее торжество – Рождественская ёлка, когда вся семья императора Николая II собралась вместе, чтобы пожелать другу другу счастья в новым наступающем 1917 году.
Зал экспозиции.

Гости выставки смогут увидеть детские мундиры цесаревича Алексея и придворное платье великой княжны Ольги Николаевны.
Платье детское придворное великой княжны Ольги Николаевны с поясом и кокошником.
Санкт-Петербург, мастерская О. Бульбенковой (?). 1910-е. парча, муар, жемчуг искусственный.

Фрагмент. Платье детское придворное великой княжны Ольги Николаевны с поясом и кокошником.
Санкт-Петербург, мастерская О. Бульбенковой (?). 1910-е. парча, муар, жемчуг искусственный.

Фрагмент. Платье детское придворное великой княжны Ольги Николаевны с поясом и кокошником.
Санкт-Петербург, мастерская О. Бульбенковой (?). 1910-е. парча, муар, жемчуг искусственный.

Фрагмент. Мундир парадный мичмана военно-морского флота. Санкт-Петербург.
1910-е сукно, металл, репс, атлас; штамповка, шитье. Принадлежал цесаревичу Алексею.

Фрагмент. Мундир парадный мичмана военно-морского флота. Санкт-Петербург.
1910-е сукно, металл, репс, атлас; штамповка, шитье. Принадлежал цесаревичу Алексею.

Фрагмент. Форма корнета 2-го лейб-гусарского Павлоградского Императора Александра III полка.
Принадлежал цесаревичу Алексею.

В этом полку служили герои романа Льва Толстого «Война и мир»: Николай Ростов и ротмистр Василий Денисов. А советский кинематограф прочно привязал к нему Шурочку Азарову.

Но вернемся к рождественской ёлке и полюбуемся, чем же украшали хвойных красавиц в те, уже далекие, времена.
Ёлочная игрушка «Верблюд». Россия. Начало XX века. Папье-маше, картон; склеивание, золочение, лаковое покрытие.

Ёлочная игрушка «Бабочка». Россия. Начало XX века.
Папье-маше, картон; склеивание, золочение, серебрение, позолота, тиснение, лаковое покрытие.

В витрине можно увидеть подарок короля Италии Виктора Эммануила III детям императорской семьи.
Комплект упряжи ослика: суголовье, шлейка, подпруга и седелка. Италия, Палермо, фирма «Enrico Melendez».
До 1902 г. Кожа, металл, зеркало, фольга, шерсть, шелк, галун, серебряная нить, перо.

В комплект подарка входила еще повозка, но ее теперь можно увидеть только на фотографиях.
Цесаревич Алексей Николаевич с осликом. Фотоателье «К.Е. фон Ган». 1910. ГАРФ.

Залы музея не только показывают предметы связанные с императорской фамилией, но и благодаря архивам посетители могут увидеть редчайшие документы.
Телеграмма Г.Е. Распутина императрице Александре Федоровне. 23 августа 1916 г. ГАРФ.

«Царское Село. Государыне императрице, Не грустите когда бы они с вами то радостно оне поехали приготовить необъятную красоту всем воинам и вы успокоитесь тем же духом. Григория Новый».
Письмо Алексея Николаевича матери императрице Александре Федоровне. 1913. Царское Село. ГАРФ.

Учебная тетрадь цесаревича Алексея Николаевича по арифметике. 1916. ГАРФ.
На обложке автограф цесаревича: «Алексей Романов».

Тетрадь великой княжны Анастасии Николаевны по русскому языку и литературе. 1914. ГАРФ.

Смотришь на это стихотворение и понимаешь, что школа всегда одна и для простых детей и для императорских. Я, например, это стихотворение наизусть учил в школе, в советской.
Александра Федоровна, императрица. Две девочки. Август 1904. ГАРФ.

Сверху надпись, сделанная учителем П.В. Петровым: «Рисунок императрицы Александры Федоровны для вел. Кн. Ольги Николаевны. Август, 1904. Александрия».

Пришел февраль 1917 года и появились другие интересные документы.
Требования на выдачу продуктов питания из буфета Александровского дворца для Николая II, Александры Федоровны и детей. Май-июнь. ГАРФ.

Время, отпущенное хорошему человеку и плохому правителю и его семье неумолимо заканчивалось. И вот пришлось покидать родной дворец, чтобы отправиться навстречу судьбе.

«Какое страданье наш отъезд, все уложено, пустые комнаты – так больно, наш очаг в продолжение 23 лет».
Из прощального письма Александр Федоровны подруге Анне Вырубовой. 1 августа 1917 года.

Приходите в музей, где вы сможете прикоснуться к страницам истории нашего государства и одной известной семьи. Не пропустите эту уникальную выставку, которая позволит вам взглянуть на нашу историю еще под одним углом.
И напоминаем, что первую часть рассказа о выставке можно прочесть тут.

Выставка продлится до 31 января 2018 года.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета:
Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: Взрослый - 680 руб, льготный - 270 руб.
Единый билет в Большой дворец и Хлебный дом: взрослый - 350 руб, льготный - 100 руб;
Единый билет в Малый дворец и Оперный дом: взрослый - 250 руб, льготный - 100 руб;
Комплексный билет в оранжереи: взрослый - 250 руб, льготный - 100 руб.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МЗП Царицыно” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com