?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Музей русского лубка и наивного искусства представляет выставку «деревях» художника-самородка Юрия Алексеевича Тумашкова, которые по силе пластического высказывания сравнимы с лучшими образцами деревянной скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова и Степана Дмитриевича Эрьзя. Уверенно и смело Тумашков превращает неприметные чубарчки в уникальные скульптуры.

Горгона Медуза

Юрий Алексеевич родился в 1927 году в Ленинграде. Большую часть жизни он посвятил военной службе: командовал противолодочными кораблями на Тихоокеанском, Балтийском и Северном флотах, работал в Главном штабе ВМФ. Как художник раскрылся только после выхода на пенсию – стал вырезать из дерева фигурки людей и животных, создавать сюжетные панно, орнаментальные шкатулки, туеса и другие вещицы. И если на первый взгляд его произведения могут показаться нарочито грубыми и суровыми, то по мере разглядывания становится очевидным любовное, проникнутое добрым юмором, отношение автора к своим персонажам.

Маска Кричащий

Удивительным образом Тумашкову удается гармонично заключить мощные и монументальные по характеру образы в малые скульптурные формы. Сложно однозначно охарактеризовать принцип работы мастера с материалом: в одном случае это меткие удары резца, высекающие, словно из камня, героев, в другом – плавные скользящие движения инструмента, которыми он не столько вырезает, сколько, освобождает персонажей. Во втором случае сама природная пластика материала диктует форму будущей скульптуры – ветвящиеся сучья превращаются в волосы Горгоны Медузы, а причудливо изогнутая ветка становится изящной отставленной ножкой Акакия Акакиевича. Но каким бы ни был способ работы, автор всегда следует своему главному правилу: бережено обращаться с деревом, сохранять природную красоту фактуры и лишь в редких случаях прибегать к инкрустации и раскраске.

Дракон

Пластический код Тумашкова представляет собой пучок туго сплетенных традиций деревянной резьбы разных эпох и стран. В его работах можно найти прямые иконографические заимствования из русской деревянной резьбы, отсылки к греческим архаическим ксоанам и африканским маскам, а в некоторых вещах («Волейболисты») прослеживается связь с нецкэ. При всем многообразии тематических, образных и пластических параллелей с историческим наследием скульптуры и техник исполнения (круглая скульптура, горельеф и барельеф), отчетливо читается собственный стиль мастера и стремление быть последовательным, когда каждое следующее произведение становилось органичным произведением предыдущего.

Акакий Акакиевич с тростью

Первая персональная выставка Тумашкова «Разговор с деревом» состоялась десять лет назад в стенах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, с тех пор галерея работ художника расширилась и обогатилась новыми сюжетами. Творческий импульс, заставивший однажды взять в руку резец, год от года не ослабевает – создание скульптуры для художника из увлечения превратилось в жизненную необходимость. Уже давно его «деревяхам» стало тесно в его квартире, где они заполнили все пространство от пола до потолка – пришло время новой встречи с его удивительными произведениями в стенах Музея русского лубка и наивного искусства.

Все началось с обычной подначки.

– Гляди-ка, – сказал капитан первого ранга в отставке и живописец-любитель Чередниченко капитану того же ранга Тумашкову. – Гляди, чего я на даче вырезал!

И чурбачок показал, в виде головы обтесанный.

Подумаешь, – парировал капитан Тумашков, тоже только что отставленный от службы в военном флоте и приставленный к новорожденной внучке Дашеньке. – Подумаешь, я еще не такую вырежу. У меня на даче тоже дрова есть. Я вот еще возьму и цветочков своим бабам к восьмому марта навырезаю. И раскрашу!

Цветочки тогда были в дефиците.

– Ты полезное что-нибудь вырежи, – намекнула жена Эдочка, – дощечки разделочные, ложку для салата…

Тогда многое в дефиците было.

Ну, и пошло-поехало. Головы, цветочки, дощечки, музыканты с березовыми глазами, балерины с ветвистыми ножками и целые замысловатые сцены из жизни, настоящей и вычитанной, – всё это теснится на стенах, столах и полках типовой московской квартиры, раздаривается друзьям и родным, разъезжается по разным городам, улетает за границу в подарок знакомым иностранцам. Сейчас Юрий Алексеевич уже не вырезает – не хватает физических сил, но долго, больше 25 лет, длился разговор мастера с деревом: то будто всерьез, а то в жанре подначки.

Выставка продлится до 19 марта 2017 года.

Адрес: Измайловский бульвар, д.30. Проезд до ст. метро "Первомайская". Подробнее тут.
Время работы: ср - с 12-00 до 19-00; чт - с 12-00 до 21-00; пт - с 12-00 до 19-00; сб, вс - 12-00 до 18-00;
пн, вт - выходные дни
Цена билета: Взрослый - 150 руб; льготный - 100 руб. Фотосъемка - 100 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музей Наивного искусства” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com