Впервые с момента своего открытия в 1957 году музей представляет коллекцию скульптуры. Она насчитывает около 500 произведений из металла, камня, дерева, стекла и керамики. Ее составляют уникальные авторские работы, гипсовые и бронзовые отливки, слепки, тиражные экземпляры популярных моделей XVIII – начала XXI веков.
Большая часть экспозиции посвящена скульптурной пушкиниане. В выставочных залах гости музея смогут увидеть не только образ великого поэта преломившейся через восприятие скульпторов, но и различные другие скульптуры связанные с эпохой Пушкина.
Александр Михайлович Опекушин. Портрет Александра Сергеевича Пушкина. Около 1875.
Отлив последней трети XIX века. Гипс, тонировка.
В 1862 году Александр Михайлович Опекушин получил первую награду — малую серебряную медаль за барельеф на заданную библейскую тему: «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. В 1864 году Академия присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея». Из этого звания он был повышен в 1869 году в классные художники 2 степени, в 1870 году — в классные художники 1 степени, за бюст гр. Шуваловой и за семь колоссальных фигур, вылепленных для петербургского монумента императрице Екатерине II М. О. Микешина.Опекушин выполнил памятник Александру II у южной стены Кремля (бронза, открыт в 1898, не сохранился) и Александру III возле Храма Христа Спасителя (бронза, 1912, не сохранился). Кроме того, из работ Опекушина наиболее известны также: памятники адмиралу Грейгу (открыт 21 мая 1873, уничтожен после 1917) в Николаеве, моделированный по проекту М. О. Микешина, памятник А. С. Пушкину в Москве (бронза, гранит, открыт в 1880).
Отлив 1860-х годов. Бронза, патинирование.
Мари Жанна Бекю (фр. Marie-Jeanne Bécu), по мужу графиня Дюбарри (comtesse du Barry, 1746 —1793) — официальная фаворитка французского короля Людовика XV. После смерти Людовика XV она была арестована и заключена в монастырь. В апреле 1775 года графиня Дюбарри была освобождена. Во время революции была предана суду и гильотинирована по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с приверженцами Бриссо (жирондистами). Ей приписывают восклицание, которое она повторила бесчисленное количество раз перед смертью: «Ещё минуточку, господин палач!» (фр. Encore un moment, monsieur le bourreau).
Вторая половина XIX века. Бронза, красный мрамор.
Последнее время мы стали обращать внимание на различные позы в которых изображены имперские орлы. Вот одна из версий. Посмотрите на головы.
А теперь полюбуемся прекрасной птичкой на каске императора Николая I. Эта каска привлекла наше внимание ещё и потому, что мы видели её недавно в Музее военной формы одежды. Вскоре мы обязательно расскажем вам и об этом.
Ниже представлены произведения иллюстрирующие «Одиссею» Гомера. В частности возвращение хитроумного Одиссея домой.
Изготовлены о второй половине XIX века. Медь (гальванопластика), серебрение.
Одиссей в древнегреческой мифологии царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, был умным и изворотливым оратором. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении Одиссея на родину. Одиссей отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом (отсюда и его прозвище «хитроумный»).
Одиссей убивает женихов Пенелопы. 1820. Изготовлены о второй половине XIX века. Медь (гальванопластика), серебрение.
Пенелопа — в древнегреческой мифологии супруга Одиссея, героиня гомеровской «Одиссеи», мать Телемаха. Имя её является символом супружеской верности. Пенелопа, наряду с красотой и другими достоинствами - Гомер называет её «богиней средь женщин», - особо выделяется из всех них «разумом», «благоразумием», «разумной сметкой». Отправившийся на Троянскую войну Одиссей отсутствует около двадцати лет, его считают погибшим и в его доме к Пенелопе собираются многочисленные женихи - числом более ста. Она хранит верность Одиссею: "На долю мне выпало злейшее горе. Мужа такого лишась, не могу я забыть о погибшем...". Пенелопа отклоняет предложения женихов и объявила, что вновь выйдет замуж лишь тогда, когда кончит ткать саван своему свёкру — Лаэрту Итакийскому. Но каждую ночь она распускала всё сотканное за день - так ей удалось обманывать их на протяжении трёх лет, пока её не выдала служанка. По внушению Афины Пенелопа обещает стать женой победителя в стрельбе из богатырского лука Одиссея. Как раз в это время наконец-то возвращается и сам он и убивает всех женихов из указанного лука.
Фрагмент. Меркурий ведет тени убитых женихов в Аид. 1820. Изготовлены о второй половине XIX века. Медь (гальванопластика), серебрение.
Какой-то добрый Гермес тут изображен. Готовый помочь и проводить всю эту толпу до Стикса.
Но давайте поговорим и о скульпторе. Граф Фёдор Петрович Толстой (1783—1873) — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель позднего классицизма, вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник. В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И. П. Прокофьева. В 1809 году создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 году получил назначение в Петербургский Монетный двор. Его усилиями медальерное дело было поднято на большую высоту и в первой четверти XIX века достигло своего расцвета. После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.
Чтобы увидеть всех Пушкиных выставленных в залах музея вам придется прийти в в гости в это особняк. Мы же покажем несколько скульптур, которые нам показались особенно интересными.
Отлив 1941 года с глиняного оригинала. Гипс, тонировка.
Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия — Иванов; 1887 — 1941) — русский советский художник, скульптор-монументалист. В 1919 году Сибирский кадетский корпус за 18 тысяч рублей заказал Ивану Шадру памятник своему воспитаннику генералу Корнилову. В том же году скульптор готовит проект коронования адмирала Колчака, а также проект памятника в честь освобождения Сибири. В апреле 1920 года И. Шадр берётся увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. И. Д. Шадр является автором скульптур так называемых «денежных мужиков»: фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля , созданных по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. В 1924 году Иван Шадр создаёт натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. Большинство работ И. Д. Шадра (в частности, «Штурм земли», «Булыжник — оружие пролетариата» и другие) находятся в Музее современной истории России в Москве. И. Д. Шадр — автор надгробий Н. С. Аллилуевой. Иван Шадр и скульптор П. И. Таёжный были авторами макета ордена Ленина, эскиз которого был передан им весной 1930 года.
Проект неосуществленного памятника в Ленинграде. Гипс, авторская тонировка.
Когда я увидел эту скульптуру, то никак не мог предположить, что Александр Сергеевич просто гуляет. Мне показалось, что в руке у него не то меч, не то шпага и идет он кого то вразумлять. А оказалось он просто прогуливается с тросточкой.
Василий Васильевич Козлов (1887 —1940) — советский скульптор и преподаватель. Василий Козлов родился в селе Владыкино Саратовской губернии, в семье крестьянина. В 1898 году переехал в Санкт-Петербург вместе с семьей, где начал заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художников, работая при этом в его мастерских. По окончании школы на протяжении шести лет работал в декоративно-художественных мастерских в качестве мастера лепных украшений на фасадах домов. В 1906—1912 годах являлся вольнослушателем в Императорской Академии художеств, но звания художника так и не получил. В Академии Козлов познакомился с Леопольдом-Августом Дитрихом, с которым впоследствии вместе много работал: выполнял маски, рельефы и прочие декоративные атрибуты для зданий. В 1919 году стал председателем комитета скульпторов Петрограда, а позже и профессором скульптурного факультета Академии художеств. Умер Василий Васильевич Козлов 5 июня 1940 года.
А это совсем уж необычный образ Пушкина. Невольно притягивает взгляд. Такая вот интерпретация автора.
Вот такой мы увидели эту выставку, с ее различными образами великого поэта и с прекрасными скульптурами века XIX. Приходите в музей и вы сможете тоже прикоснуться к прекрасному и найти своего Пушкина.
Выставка продлится до конца марта 2017 года.
Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.
