?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В музеях Московского Кремля открылась уникальная выставка под названием «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Свои экспонаты на выставку предоставили Музей Лувра, Собор Парижской Богоматери, Государственный Эрмитаж, Музей Средневековья Клюни, Национальная библиотека Франции, Национальный архив Франции, Музей Роже Родьера, Музей искусства, истории и археологии Эвре, Коллекция города Пуасси.
Реликварий Святого Тернового венца. Париж, 1806. Золоченое серебро, хрусталь. Дм. 28,2.
Клейма: мастера Жан-Шарля Кайе – JCC, города – un Jéhova.

Сегодня мы обратим ваше внимание на два уникальных экспоната связанных с великими святынями христианского мира. И первым будет Реликварий Святого Тернового венца.
В середине XIII века обреченная Латинская империя во главе с Балдуином II решилась на продажу христианских реликвий, чтобы получить финансовую помощь против греческих войск Михаила VIII Палеолога.

Из всех реликвий самой ценной был Терновый венец. В 1238 г. когда Балдуин II приехал во Францию просить помощи Людовика Святого, в залог он предложил именно его. Но выяснилось, что Терновый венец уже заложен венецианцу Николо Квирина: 4 сентября 1238 года он заплатил 13124 золотых иперпира, выкупил все долговые обязательства империи перед разными кредиторами, срок которых успел истечь. Венец был перенесён из Константинополя в Венецию, где хранился в соборе Сан-Марко, где ожидал выкупа. В 1239 году реликвия начала свое путешествие в Париж. Людовик IX встретил реликвию близ города Санс, куда босой в одной тунике внес ее вместе о своим боратом Робером. Санс был центром архиепископства куда до XVII века входило Парижское епископство. 12 августа реликвия отправилась в Париж. В Париже Венец был помещен в часовню Святого Николая. А в 1248 году был перенесен в освященную Сен-Шапель.

Терновый венец — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания. О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:
И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)
И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)
Фрагмент. Реликварий Святого Тернового венца. Париж, 1806. Золоченое серебро, хрусталь. Дм. 28,2.
Клейма: мастера Жан-Шарля Кайе – JCC, города – un Jéhova.

Иперпир  или сверхчистая номисма  — византийская золотая монета конца XI — середины XIV веков. Возможно, сам термин «иперпир» появился раньше, и в XI веке уже служил названием какого-то из многочисленных монетных выпусков. В период правления Комнинов и Ангелов содержание золота в иперпире почти не менялось (примерно 850 проба), во времена Никейской империи снизилось до 18 карат (667 проба), при Михаиле VIII составляло 15 карат (625 проба), а при Андронике II упало до 12 карат (500 проба). Иперпиры Андроника III, Иоанна V и Иоанна VI содержали менее 50 % золота.
Реликварий Святого Тернового венца. Париж, 1806. Золоченое серебро, хрусталь. Дм. 28,2.
Клейма: мастера Жан-Шарля Кайе – JCC, города – un Jéhova.

Первое публичное вынесение для поклонения Тернового венца произошло 10 августа 1806 года, чем официально было закреплено его перенесение в собор Парижской Богоматери. Венец вместе с другими реликвиями был перенесён в собор 6 декабря 1804 г., после того как во время Великой Французской революции он был перемещен из Сен-Шапель в Национальную библиотеку Франции. Реликварий в виде кольцеобразной колбы из горного хрусталя был создан для размещения в нем Венца, который был помещен туда 6 августа 1806 года в присутствии кардинала Беллуа, архиепископа Парижского.
Фрагмент. Реликварий Святого Тернового венца. Париж, 1806. Золоченое серебро, хрусталь. Дм. 28,2.
Клейма: мастера Жан-Шарля Кайе – JCC, города – un Jéhova.

«Обруч» из тростника, внутри которого закреплены терновые ветви, был помещён в реликварий из горного хрусталя, разделенный по окружности на две половины, оправленные в обод из золоченого серебра . Эти две части соединены тремя креплениями в виде пальметт также из золоченого серебра. Вся конструкция была помещена в другой реликварий, из золоченой меди, выполненной в форме земного шара, также хранящийся в сокровищнице Собора Парижской Богоматери. В 1862 году был создан новый реликварий по задумке Виолле-ле-Дюка при содействии скульптора Ж. Демоша. Замысел был осуществлен ювелиром П. Пуссиельг-Рюсаном.
Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?), около 1260-1280 гг.
Серебро, драгоценные камни, инталии, жемчуг, горный хрусталь, позолота. Высота 10,5; диаметр 21 см.
Надписи: DE LIGNO V[ERO] (ОТ Истинного Креста); CORONA D[OMI]N[I] (от Венца Божия); IOH[ANNES] BAPT[ISTA] / MAR[IA] MAG[DALENA] (от Иоанна Крестителя, Марии Магдалены); DE MARTIRIB[LIS] (от мучеников); DE VIRGINIB[US] (от дев); DE CO[N]FESS[ORIBUS](от исповедников); DE APOSTOLIS (от апостолов); DE LA[N]CEA D[OMI]N[I] (от Копья Господня).

Распродажа христианских сокровищ Константинополя продолжилась и далее. Так 30 сентября 1241 года в Париж доставили реликвию Истинного Креста и вместе с ним – семь других священных предметов: две частицы Святой Крови, детские пелены Христа, цепи, которыми Христос был прикован к столбу, плат Вероники с Его Нерукотворным образом, Камень Гроба Господня, Молоко Богородицы, верхнюю часть главы святого Иоанна Крестителя и главы святых Власия, Клименты и Симеона. В 1242 году были приобретены Святое копье, так называемый Триумфальный крест, впоследствии названный «победным», Багряница, трость, губка, часть Плащиницы, часть мофория Богородицы и посох Моисея.

Приобретение реликвий было вызвано не только личным благочестием короля. Париж стал новым Иерусалимом, как говорил Жерар де Сен-Кантен. Париж получил привилегию, которую до этого имел только Константинополь – делиться святыми реликвиями. Людовик Святой делился этими сокровищами более 10 раз. А Сен-Шапель стала сакральным местом, огромным реликварием освятившим и королевскую власть и само королевство Францию. Божественная благодать связанная с Терновым венцом отличала короля Франции от других монархов Европы, как когда-то отличала императоров Византии.
Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?), около 1260-1280 гг.
Серебро, драгоценные камни, инталии, жемчуг, горный хрусталь, позолота. Высота 10,5; диаметр 21 см.

Корона состоит из восьми увенчанных цветами пластин, в центре каждой из них, под толстым слоем горного хрусталя, находятся реликвии; каждая пластина украшена вязью из дубовых листьев, подчеркнутых драгоценными камнями и инталиями. Крепления, соединяющие пластины, замаскированы статуэтками ангелов с распростёртыми крыльями, держащих в руках книгу, или вылетающими из их уст словами, позволяющими идентифицировать святыню.
Фрагмент. Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?), около 1260-1280 гг.
Серебро, драгоценные камни, инталии, жемчуг, горный хрусталь, позолота. Высота 10,5; диаметр 21 см.

Этот реликварий, происходящий из доминиканского монастыря в Льеже, был приобретен Лувром в 1947 году как «корона Людовика Святого». Это отождествление, восходящее еще к XVII в., было вызвано путаницей между различными источниками по истории льежских доминиканцев, чей монастырь был основан в 1234 г. монахами Парижского монастыря.
Фрагмент. Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?), около 1260-1280 гг.
Серебро, драгоценные камни, инталии, жемчуг, горный хрусталь, позолота. Высота 10,5; диаметр 21 см.

До 1947 года корона находилась в бывшей коллекции князей Пармских, затем князей Саксонских.

Инталия (от итал. intaglio — резьба, резьба по камню) — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углублённого (отрицательного) рельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на стекле. В противоположность камеe, которая выполняется в технике выпуклого рельефа. Техника инталия часто применяется для изготовления печатей, оттиск с которых выглядит выпуклым. Поэтому многие кольца-печатки выполнялись в технике инталия. На выставке вы сможете увидеть ярчайший пример этой техники, но об этом мы вам расскажем позже.
Фрагмент. Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?), около 1260-1280 гг.
Серебро, драгоценные камни, инталии, жемчуг, горный хрусталь, позолота. Высота 10,5; диаметр 21 см.

Здесь вы можете видеть место крепления кусочка Истинного Креста, ныне утраченного. Животворящий Крест или Истинный Крест — крест, на котором, согласно христианскому вероучению, был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям. Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сведения об этом, по утверждению самого Сократа, написаны им «по слуху» со ссылкой на разговоры жителей Константинополя.
Фрагмент. Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?), около 1260-1280 гг. Серебро, драгоценные камни, инталии, жемчуг, горный хрусталь, позолота. Высота 10,5; диаметр 21 см.

Византийский хронист Феофан в своей «Хронографии» так описывает разделение Креста:
Благостивейшая Елена со страхом и великою радостью воздвигнув животворящее древо, часть его с гвоздями повезла к сыну, другую же, вложив в серебряный ковчег, вручила епископу Макарию, в память будущим поколениям. Тогда же приказала она воздвигнуть церкви на Святом Гробе, лобном месте, и во имя сына своего там, где обретено животворящее древо; также в Вифлееме и на горе Елеонской, и потом возвратилась к преславному Константину. Он встретил её с великою радостью, часть животворящего древа положил в золотой ковчег и отдал на сохранение епископу, гвозди же одни вковал в свой шлем, а другие вставил в уздечку своей лошади.
— «Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

Церковное предание считает, что практика отделения от него частиц началась уже при императрице. В Константинополе в императорской сокровищнице в правление Константина Багрянородного была создана особая ставротека (известна под названием Лимургская), где хранилось много частиц Животворящего Креста Христова, которые брались для помещения в реликварии, дарившиеся от имени императора. Иерусалимская часть Креста была потеряна в 1187 году в Битве при Хаттине.
Фрагмент. Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?), около 1260-1280 гг.
Серебро, драгоценные камни, инталии, жемчуг, горный хрусталь, позолота. Высота 10,5; диаметр 21 см.

А вот здесь на фотографии представлена часть древка Копья Лонгина. Если же вы придете на выставку, то слева от утраченного Истинного Креста вы сможете увидеть часть Тернового Венца.

Копьё Лонгина (Копьё Судьбы, Копьё Христа) — согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Как и все Орудия Страстей.

Вот лишь две из многих  удивительнейших реликвий оказавшихся в Московском Кремле в выставочном зале Патриаршего дворца. Приходите на выставку, где сакральное совмещается с удивительными деяниями человека. Не упустите возможность увидеть средневековую Францию в самом сердце Московской цитадели.


Выставка продлится до 04 июня 2017 года.

Адрес: Московский Кремль. Одностолпная палата Патриаршего дворца.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “Московский Кремль” Tag

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
bizantinus
Jun. 1st, 2017 07:33 am (UTC)
Спасибо!
Очень красиво, и очень интересно!
Жалко, что выставка вот уже так скоро заканчивается – уже 04 июня…

А что касается монет:
***… 4 сентября 1238 года он заплатил 13124 золотых иперпира…***

Предполагаю, раз речь идёт от 30-х годах XIII века, то, видимо, речь идёт о самых массовых золотых монетах латинско-византийского региона - иперперах Никейской империи.

После катастрофы 1204 года, после захвата Константинополя крестоносцами, основной золотой монетой, обеспечивавшей золотую составляющую монетного обращения и Никейской империи, и Балкан, и Причерноморья, и Латинской Романии, были иперперы никейского типа «Иоанн III Дука Ватац с благословляющей Богородицей» (Иоанн III правил в 1221-1254гг.).
Это самая рядовая золотая монета, находившаяся в этом регионе в обращении в XIII веке. Пеголотти пишет (Pegolotti F.B. La Pratica della mercatura (Medieval Academy of America; Publication 24), что монеты такого типа чеканили не только никейские императоры, но, подражания под этот тип чеканили и правители Латинской империи (в частности, Балдуин II), и, возможно, и иные державы.
Хотя, после 1204 года, на протяжении XIII-XIV веков проба иперперонов плавно снижалась, в 1230-1240 годах она всё ещё оставалась на довольно высоком уровне - на уровне ~650-667-670 пробы.
mayak_parnasa
Jun. 1st, 2017 10:55 am (UTC)
Спасибо за пояснения с монетами. И рады, что вам понравилось.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com