Сегодня мы начнём наш обзор с автомобиля марки «Делоне-Бельвиль». Как и многие производители дорогих автомобилей, фирма «Делоне-Бельвиль» выпускала только шасси с мотором, а изготовление кузова отдавалось на откуп специализированным кузовным фирмам. Это позволяло конструкторам сосредоточиться на усовершенствовании механической части, а привлечение кузовных фирм способствовало тому, что почти каждый автомобили получался уникальными и неповторимым. Посмотрите, ведь и в самом деле невероятная красота!
С 1906 года автомобили «Делоне-Бельвиль» выпускались с четырех- и шестицилиндровыми моторами, шасси предлагались несколько типов – в зависимости от колёсной базы и двигателя.
«Типы эти тщательно изучены в мельчайших подробностях и конструкция их явилась предметом особого внимания; многочисленные усовершенствования сделанные в автоматических станках заводом Д.М. позволили достигнуть небывалой еще точности в изготовлении частей Делонэ-Белльвиль. Качество материала, употребляемого заводом Д.Б., тоже явилось предметом подробного изучения и многочисленные испытания, произведенные специалистами по этой части, дали полную гарантию прочности применяемых материалов. Сотрудничество инженера-химика, постоянно работающего на заводе, обеспечивает непрерывный контроль доброкачественности применяемых заводом материалов, качество которых не оспаривается ни одним из многочисленных клиентов фирмы Делонэ-Белльвиль». Так писал о продукции фирмы российский журнал «автомобиль» №8 за 1906 год.
Представленный на выставке лимузин 1912 года изготовлен французской кузовной фирмой «Бальвалет» и отличается необычными окнами овальной фирмы. Мощность шестицилиндроваго двигателя объемом 6597 куб.см. составляет 35 л.с., коробка передач – четырехступенчатая, задние колеса сделаны сдвоенными.
В России название этой французской марки писали по-разному: «Делонэ-Белльвилль», «Делоне-Бельвиль», «Делане-Бельвилль» и даже слитно как «Делонебельвиль». Акционерное общество S.A. des Automobiles Delaunay-Belleville было основано в 1903 году в парижском пригороде Сен-Дени, но еще задолго до начала производства автомобилей это имя сделалось известным всему миру: предприятие изготавливало паровые котлы для боевых кораблей, состоящих на вооружении у разных стран, включая и Российский Императорский флот. Так, 24 горизонтально-водотрубных котла «системы Бельвиля» вырабатывали пар для двух трёхцилиндровых паровых машин тройного расширения, приводивших в движение императорскую яхту «Штандарт». Котлы делались не только для кораблей, но и для паровозов, а заработанная в этом деле отменная репутация стала самым главным начальным капиталом новой автомобильной марки Delaunay-Belleville.
Первые автомобили «Делоне-Бельвиль» были продемонстрированы в 1904 году на выставке в Париже. Уже на первых моделях появился фирменный стиль – радиатор круглой формы, остававшийся неизменным до Первой мировой войны и напоминающий об основной продукции.
В 1906 году один «Делоне-Бельвиль» приобрели для Николая II, а всего же в Собственном Его Императорского Величества гараже за все время его существования побывало восемь автомобилей Delaunay-Belleville. Кроме Николая II этой французской марке отдавали предпочтение великие князья Михаил Александрович, Александр Михайлович, Борис Владимирович и Сергей Михайлович. Из мировых правителей на Delaunay-Belleville ездили американский президент Теодор Рузвельт, президент Франции Пуанкаре, король Дании Фредерик VIII, греческий король Георг I, британский король Эдуард VII, австрийский эрцгерцог Франц-Фердинанд.
Любовь русского царя сделала Delaunay-Belleville самой русской из всех французских марок. В те годы такая репутация дорогого стоила: Российская Империя числилась не только главным союзником Французской республики, но и основным кредитором, а французские рантье свято верили, что в мире нет ничего надежнее золотого рубля и облигаций русского займа. Падение монархии в 1917 году эхом отозвалось в Сен-Дени, превратив процветающее предприятие в рядового автопроизводителя, прекратившего свое существование в 1948 году. На выставке представлен Delaunay-Belleville 1909 года выпуска с двигателем мощностью 40 л.с., аналогичный тому, которым пользовался Николай II.
«Общество «Студебакер» в Америке имеет 12 фабрик и годовое производство в 50.000 автомобилей. Такие цифры свидетельствуют о том, что производимые фабриками Общества автомобили имеют спрос и спрос большой, что, несомненно, вызвано хорошими качествами и прочностью их. Автомобили «Студебакер» по постройке схожи с машинами европейского производства, но прочнее их, так как рассчитаны для американских дорог, ничем не отличающихся от наших, а часто даже худших, чем в России». Так писал о «Студебекерах» московский журнал «Автомобилист» в 1913 году.
Истоки будущей автомобильной марки Studebaker берут свое начало еще в XVIII веке. Семейство Студебекеров прибыло в Америку в 1736 году из немецкого города Золинген.В Германии многие поколения этой семьи занимались кузнечным и оружейным делом. В 1750 году Клемент Студебекер построил свой первый «фирменный» американский фургон с полукруглым тентом и большими колесами, а к концу XIX века Studebaker Brothers Manufacturing Company стала крупнейшим в Америке производителем транспортных средств на конной тяге, а с появлением моторных экипажей предприятие занялось и ими. В 1903 году появился Studebaker-Garford Model А, ставший результатом совместных усилий фирм Studebaker и Garford.
Самостоятельной марка стала только в 1911 году, сменив вывеску на Studebaker Corporation. В России как только не писали и не произносили её название: «Студебакер», «Студебэкер», «Студебеккер». В Санкт-Петербурге «Студебекерами» торговало товарищество инженеров «Покровский и Фейерабенд», расположенное во дворе дома на углу Невского проспекта и Надеждинской улицы – ныне улицы Маяковского. Модель с двигателем мощностью 25 л.с. стоила 2800 рублей, а 35-сильная – 3800 рублей. На автомобили давалась гарантия сроком на 12 месяцев. Статистика говорит об увеличении числа «Студебекеров» в столице – если в 1912 году в городе был только один автомобиль этой марки, то в 1913 году – уже семь.
К 1914 году торговые представители марки «Студебекер» работали не только в Москве и Петербурге, но и в Гельсингфорсе, Ревеле, Варшаве, Воронеже, Армавире, Одессе, Тифлисе и даже в Ташкенте.
Mercedes 22/50PS Германия, 1912 год.
Автомобили «Мерседес» в дореволюционной России были одними из самых распространенных. В 1913 году в Санкт-Петербурге из 2036 частных автомобилей насчитывалось 95 «Мерседесов» – по популярности марка уступала только «Бенцу», «Опелю» и «Делоне-Бельвилю». В Москве в 1913 году зарегистрировали 112 «Мерседесов», марка по популярности оказалась на третьем месте, уступив только «Берлие» и «Бенцу», а всего частных автомобилей было 1283.
«Мерседесы» находились в Собственном Его Величества гараже, а также в гараже великого князя Николая Николаевича – дяди Николая II. Марке отдавали предпочтения многие придворные: начальник Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества князь Орлов, командир Отдельного корпуса жандармов генерал Джунковский, вице-президент Императорского российского автомобильного общества Свечин, шталмейстер Высочайшего Двора князь Оболенский и другие. Более десятка «Мерседесов» держал в своем гараже «железнодорожный король» Николай Карлович фон Мекк.Владельцем автомобиля Mercedes до революции был композитор и пианист Сергей Рахманинов.
С 1910 года собственное отделение Daimler Motoren Gesellschaft работало в Москве под вывеской «Общество моторов Даймлер». В остальных городах были торговые представители, подчинённые главному московскому отделению. В Петербурге – придворная экипажная фабрика «Ив. Брейтигам», в Баку – торговый дом П.В. Василевского, в Варшаве и Киеве – братья Рачинские, в Риге – Вольдемар Венселидис, в Харькове – «Торговый дом Браун, Эпп и Альбрехт». Представители в городах могли меняться. Так, в Киеве от «Торгового дома братья Рачинские» торговля перешла к салону «Грунау и К», а в Одессе в 1914 году открылось собственное отделение.
На выставке представлен экземпляр модели 22/50PS с кузовом дубль-фаэтон типа «торпедо». Модель 22/50PS выпускалась с 1912 по 1920 год, мощность четырёхцилиндрового двигателя составляла 50 л.с. при 1300 об/мин, рабочий объем равнялся 5699 куб. см, в коробке скоростей было четыре передачи, автомобиль весил около двух тонн и разгонялся до скорости 70-75 км/ч.
Mercedes 22/50PS Германия, 1912 год.
Mercedes 22/50PS Германия, 1912 год.
Mercedes 22/50PS Германия, 1912 год.
Mercedes 22/50PS Германия, 1912 год.
Mercedes 22/50PS Германия, 1912 год.
Модель Ford Т выпускалась с 1908 по 1927 год и была растиражирована в количестве более 15 миллионов экземпляров. По общему признанию, Генри Форд «посадил Америку на колёса», создав простой, доступный и массовый автомобиль, а также одним из первых применив конвейерный метод производства.
Несмотря на упрощённую конструкцию, Ford Model T по техническим характеристикам, комфорту и оснащению не уступал большинству автомобилей своего времени, а по габаритным размерам и мощности двигателя соответствовал современным ему моделям среднего класса. В течение девятнадцати лет производства автомобиль снабжался четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 2893 куб см и развивавшим мощность 20 л.с., которой хватало, чтобы весящий немногим более полу тонны «Форд» мог развить скорость 60-70 км/ч.
Легенда о том, что все «Форды» красились исключительно в чёрный цвет, верна только применительно к автомобилям 1914-1927 года, когда для окраски автомобилей конвейерной сборки стал применяться «японский» чёрный лак, высыхающий за 48 часов. До этого чёрный цвет вообще отсутствовал – поначалу «Форды» красились только в красный, серый и зелёный цвета, но в соответствии с типами кузовов. С 1912 года все машины красились в синий цвет, но с черными крыльями и подножками и только с 1914 года стали целиком чёрными.
В России автомобили «Форд» впервые демонстрировались публике на I Международной выставке автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта, прошедшей в Санкт-Петербурге в 1907 году. На стенде товарищества «Политехник» среди автомобилей других марок можно было увидеть Ford Model N – предшественник модели Т. В августе 1909 года «Форд» успешно выступил в пробеге Петербург – Рига – Петербург, пройдя всю дистанцию без серьезных поломок. Представителем фирмы стал Маркус Фриде, который сразу же начал вести активную рекламную кампанию, а также отправлять «Форды» на самые разные пробеги и гонки. К 1913 году в Санкт-Петербурге насчитывалось 72 «Форда» из 2036 частных автомобилей, что можно назвать хорошим показателем, учитывая, что в 1910 году их было всего 26, то в 1911-м – 48, а на следующий год – 63. Автомобили «Форд» пользовались популярностью и в Москве, а также на юге России, особенно в Одесской, Бессарабской, Херсонской и Таврической губерниях.
Необычная трехколёсная конструкция автомобиля с мотором на переднем управляемом колесе – одна из попыток создать простое и доступное транспортное средство. Название Phänomobil произошло от предприятия Phänomen Werke Gustav Hiller AG, основанного Густавом Хиллером в 1888 году и существовавшего первые годы под различными вывесками. Первой продукцией под маркой Phänomen стали велосипеды, за ними последовали мотоциклы, а потом и автомобили, продававшиеся под маркой Phänomobil.
Первые «Феномобили» появились в 1907 году и были двух-цилиндровыми. Мощность мотора первоначально составляла всего 6 л.с., но затем увеличилась до девяти. В 1912 году начала выпускаться и модель с четырехцилиндровым мотором мощностью 12 л.с., которую с различными изменениями выпускали до 1927 года. Несмотря на нелепый вид, «Феномобили» могли развивать скорость до 50-60 км/ч, что по тем временам считалось хорошим показателем.
В России «Феномобилями» торговала техническая контора Л.Я. Выгодского, расположенная в Санкт-Петербурге на Александринской площади, дом 9. «Самые экономные, как по цене, так и по содержанию автомобили. Последняя новинка автомобильной техники» – так утверждала реклама Выгодского. На складе конторы всегда находились в наличии несколько «Феномобилей», которые, впрочем, не получили в нашей стране широкого распространения – в 1913 году из 2036 частных автомобилей в Санкт-Петербурге насчитывалось только пять марки Phänomobil. Самым известным в городе стал развозной фургончик газеты «Речь», часто мелькавший на улицах столицы и в журнальной рекламе.
Автомобили под маркой Stoewer выпускались с 1899 по 1943 год в немецком городе Штеттин. Сегодня он является польским и называется Щецин. История предприятия Gebrüder Stoewer, в переводе «Братья Штевер», типична для тех лет: сначала швейные и пишущие машинки, затем велосипеды, а потом и автомобили – легковые модели и грузовики. Название марки в нашей стране произносили по-разному – то «Стевер», то «Штевер». Представители завода Gebrüder Stoewer часто менялись.
В 1905 году грузовики Stoewer предлагал петербургский торговый дом «Победа», затем представительство перешло к товариществу Т.И. Гаген, располагавшему отделениями в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Киеве и Одессе. Реклама 1912 года утверждала, что интересы марки в России представляет Санкт-Петербургское автомобильное товарищество. К началу Первой мировой войны сеть представителей фирмы Stoewer была чуть ли не самой обширной и охватила многие города России: Санкт-Петербург, Москву, Ригу, Тифлис, Киев, Воронеж, Варшаву, Выборг, Лодзь, Одессу, Полтаву, Самару, Ярославль, Симферополь и Сочи. Реклама утверждала, что автомобили Stoewer «отличаются наивысшей простотой конструкции, внутренней точностью, долговечностью, высоким достоинством, изящным стилем выполнения, экономичностью в употреблении». На выставке представлен экземпляр самой первой модел фирмы, название которой звучит как Der grosse Motorwagen или в переводе – «большой моторный экипаж».
Автомобильная марка Berliet – фамилия отца-основателя предприятия Мариуса Берлие, представителя династии ткацких фабрикантов из Лиона, который в конце XIX века увлекся автомобилями и основал собственное предприятие по их выпуску. Модельный ряд «Берлие» был очень обширным: несколько типов легковых автомобилей, грузовики, автобусы и специализированная техника. В России о марке «Берлие» впервые подробно написал журнал «Автомобиль» в 1907 году.
На следующий год появился и первый российский представитель – им стал московский торговый дом «Георгий Жемличка и К», расположенный в Столешниковом переулке, дом 5. Жемличка был хорошо известен спортивной и технической Москве как велогонщик и торговец велосипедами, а позже мотоциклами и автомобилями. Как и многие торговцы, Георгий Жемличка поначалу являлся представителем нескольких марок, но в 1908 году сделал ставку только на «Берлие». Хорошая репутация, активная реклама и победы в гонках быстро сделали «Берлие» самым популярным автомобилем в Москве – к 1914 году французская марка стала лидером по числу машин, опередив немецкие «Бенцы», «Мерседесы» и «Опели».
Об автомобилях Berliet российские журналисты писали исключительно в восторженных тонах: «В одной и той же машине соединены такие трудно совместимые качества, как недорогая цена и бесспорная прочность вместе с большой скоростью». В Санкт-Петербурге автомобилями «Берлие» торговало товарищество «Политехник», расположенное по адресу Троицкая улица, дом 13, но такого успеха как Жемличка, оно не достигло.
Еще одно представительство Berliet было в Одессе и называлось «Рено-Палас» по фамилии барона Александра Александровича Рено. Автомобили «Берлие» присутствовали и в списках Собственного Его Величества гаража – в 1911-1912 годах закупили четыре грузовика этой марки для хозяйственных нужд императорского двора. На выставке представлен Berliet 40HP с четырехцилиндровым мотором мощностью 40 л.с. и кузовом типа «лимузин», изготовленный в 1906 году.
А вот и первый российский автомобиль, построенный в 1896 году в Санкт-Петербурге и впервые продемонстрированный публике на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде летом того же года. В современной историографии именуется как «автомобиль Яковлева и Фрезе», так как построен в цехах экипажной фабрики Петра Александровича Фрезе с использованием двигателя, сконструированного и изготовленного на заводе Евгения Александровича Яковлева. Одна из легенд о знакомстве Яковлева и Фрезе гласит, что оно состоялось на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, где оба видели экспонировавшийся там «Бенц» модели «Виктория».
Вероятнее всего, что именно он послужил образцом для создания первого русского автомобиля. К тому времени в Санкт-Петербурге уже появились автомобили «Бенц». 19 июля 1896 года на выставке в Нижнем Новгороде первый российский «самодвижущийся экипаж» демонстрировался в действии Николаю II и императрице Александре Фёдоровне.
Путешественник Леонид Владимирович Колотилов, приехавший на выставку в Нижний Новгород из Санкт-Петербурга на велосипеде, оказался свидетелем этого показа и описал его в своей книге: «Во время пребывания Их Императорских Величеств на Всероссийской Выставке в Нижнем Новгороде, Его Императорское Величество Государь Император изволил обратить внимание на этот экипаж и г. министр финансов ст. секр. С. Ю. Витте доложил Государю, что это первый механический экипаж, построенный в России. Его Императорскому Величеству благоугодно было видеть его в действии. Тотчас-же владелец и фабрикант его г. Фрезе, проехал перед Их Императорскими Величествами, окруженными многочисленной свитой».
Дальнейшая судьба первого российского «самодвижущегося экипажа» неизвестна. На выставке представлена реплика автомобиля Яковлева и Фрезе, изготовленная реставраторами музея газеты «Авто-Ревю».
Приходите на выставку в Сокольники, чтобы окунуться в далекую эпоху, начало XX века, когда будущее не предвещало двух мировых войн, а техника удивляла людей намного больше чем сейчас.
Информация для обзора предосталвена пресс-службой Олдтаймер-галереи.
Выставка продлится с 8 по 12 марта 2017 года.
Адрес: Выставочный центр «Сокольники», павильоны 4, 4.1 и 4.2. Карта см. здесь.
Время работы:
10 марта с 10:00 до 19:00
11 марта с 10:00 до 19:00
12 марта с 10:00 до 18:00
Стоимость билета:Билет онлайн – 600 рублей (купить здесь),билет в кассе – 900 рублей.
Семейный билет - 2500 руб (2 взрослых 3 детей).
