mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

К вопросу об авторстве двух московских плакатов времени Первой мировой войны.

Дорогие друзья, этим постом мы открываем новую рубрику в нашем журнале. Нам предложили опубликовать очень интересную на наш взгляд статью. Конечно же мы согласились. Автор статьи Николай Муратов, старший научный сотрудник отдела «История Москвы», Музейного объединения «Музей Москвы». Статья публикуется впервые.

К вопросу об авторстве двух московских плакатов времени Первой мировой войны из коллекции Музейного объединения «Музей Москвы».

В коллекции Музея Москвы имеются два московских плаката, относящиеся ко времени Первой мировой войны и выполненные неизвестным художником. Это плакаты:
Неизвестный художник
Неизвестный художник (авторская подпись «Ф Ш»). Вспомните как вы были детьми. Помогите устроить рождественский праздник обездоленным войной детям. Москва. Тов-во «Скоропечатни А. А. Левенсон». 1915 г.

Неизвестный художник. Детям-беженцам к светлому празднику. 1916 г.
Неизвестный художник (авторская подпись «Ф Ш.»). Детям-беженцам к светлому празднику. Москва, Тов-во «Скоропечатни А. А. Левенсон». 1916 г.

При ознакомлении с интересующими нас документами, внимание изучающего привлекает авторский псевдоним-подпись их создателя – «Ф Ш». Псевдоним привлекает хотя бы уже тем, что подчёркивает свою сугубую индивидуальность. Думается, тем самым подпись вполне позволяет и установить авторство вышеуказанных плакатов.
Неизвестный художник-1
Авторская подпись «Ф Ш.»

Неизвестный художник. Детям-беженцам к светлому празднику. 1916 г.-1
Авторская подпись «Ф Ш.»
Исследовательский интерес приводит нас к личности выдающегося мастера русского модерна Фёдора Осиповича (Франца-Альберта) Шехтеля (26 июля (7 августа) 1859, Санкт-Петербург — 7 июля 1926, Москва).

Как известно, таланты Фёдора Шехтеля распространялись широко за область сугубо архитектурную. Шехтель также занимался живописью, скульптурой, книжной графикой… Известно, что он работал и в театральной, и в плакатной графике.
В своих воспоминаниях историк театра, замечательный театральный деятель и режиссёр, драматург и критик, педагог, энтузиаст и руководитель народных театров, Николай Александрович Попов (1871 – 1949) (между прочим, племянник Ф. О. Шехтеля) отмечал:
«Третей областью применения творческого дарования Шехтеля являлось занятие книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню. Вместе с Николаем и Антоном Чеховыми Франц Шехтель сотрудничал в ряде московских газет, в юмористических журналах «Будильник» и «Сверчок», в последнем Шехтель работал в качестве штатного художника. Свои работы Ф. О. Шехтель обычно подписывал псевдонимами — «Ф. Ш.» (выделено мной – Н. М.) или «Финь-Шампань»…». [1]
В годы Первой мировой войны для Шехтеля стало особенно актуальным вынужденно обратиться к этой «третьей области» своего дарования. К 1917 году, когда Фёдор Шехтель остался фактически единственным кормильцем в семье, его архитектурные заказы резко уменьшились (после революции они вообще сойдут на нет). Конечно, он ещё являлся бессменным председателем Московского архитектурного общества. Но реальный заработок давали различные заказы и предложения, которые ещё надо было получить. Оставалась и преподавательская – лекторская – деятельность (Шехтель порядка 30 лет преподавал в Суриковском училище).
В годы Первой мировой, столь повортные в судьбе Шехтеля, он, в частности, обратился к плакатной графике. И не случайно.
В 1915 году, в условиях военного времени и развернувшейся в российском обществе антинемецкой компании, Франц-Альберт Шехтель перешёл из католичества в русское православие, с принятием нового имени — Фёдор. Крещение состоялось в православной церкви Святого Ермолая, что «на Козьем болоте» (церковь не сохранилась, стояла на месте сквера между домами № 6 и 8 на Большой Садовой улице). В то же самое время сын Ф. О. Шехтеля Лев взял себе девичью фамилию матери — Жегин.
В период преследования всего немецкого, да и подозрительности ко всему иностранному, подписывать свои художественные работы псевдонимом «Финь-Шампань», как мы понимаем, для православного Фёдора Шехтеля было бы совершенно неразумно и неуместно. Но ещё оставался старый привычный псевдоним «Ф. Ш.». Псевдоним очень индивидуален и использовался мастером в течении многих лет без опаски, что этой подписью могут пользоваться другие художники.
Таким образом, автором вышеуказанных плакатов (заметим, плакатов с христианской – русской православной – и детской тематикой), предположительно, является выдающийся русский архитектор Фёдор Осипович Шехтель.

Февраль 2014 года.

Примечания:

[1] Фёдор Шехтель и эпоха модерна / Есаулов Г. В., Соловьев Н. К. — М.: Архитектура- С, 2009, С. 30

Если вам тоже есть что сказать, пишите нам. Мы с удовольствием опубликуем вашу статью, если она будет подходить под тематику нашего журнала.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: интересное, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments