?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Доме И.С. Остроухова в Трубниках проходит выставка «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990–2000-х».

Выставка посвящена событиям и участникам литературной жизни 1990–2000-х годов. Это было время, когда в Москве возникли и приобрели популярность совершенно новые, в советское время неведомые, неформальные литературные «институции» — поэтические кафе, интеллектуальные книжные магазины, частные издательства, а также многочисленные литературные сообщества. Реалии этого двадцатилетия ныне канули в лету, подобно сказочной Атлантиде, о которой идет речь в «Диалогах» Платона. Это была мозаичная и сложно устроенная реальность, многие ее фрагменты окружают нас по сей день, однако они больше не складываются в целостную картину. Что объединяет водку с названием «Стихотворная» и кубок командного чемпионата Москвы по поэзии? Штаны знаменитого автора палиндромов Дмитрия Авалиани и игрушечного медведя с загадочными буквами ОГИ?

Медведь, подаренный посетителм в кафе "ПирО.Г.И" на Пятницкой. 2001.

С конца 1980-х годов литература вдруг оказалась свободной от государственной идеологии. Членские билеты Союза писателей, официальные вечера в Центральном доме литераторов утратили былую престижность, в центре внимания оказались авторы, в советское время публиковавшиеся лишь в самиздате либо за рубежом: Сергей Гандлевский и Виктор Кривулин, Ольга Седакова и Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн и Михаил Айзенберг. В начале 1990-х основные литературные события стали происходить на новых площадках: в клубах и кафе, неформальных книжных магазинах и в университетских аудиториях. Для атмосферы эпохи были характерны чувство небывалой свободы, радость узнавания нового, вера в возможность творческого единства людей разных убеждений. Важную роль играли люди, на свой страх и риск создававшие новые культурные институции. Вместе с тем, постсоветская литературная вольница существенно отличалась от литературной жизни эпохи оттепели, имела камерный характер, порождала сообщество, пусть и свободное от государственного и идеологического диктата, но все же ориентированное на немногих посвященных. Истосковавшиеся по свободному слову люди на этот раз пошли слушать стихи не на стадионы, а в полуподвальные литературные кафе.

Хрен в перловке. Экстракт поэтический. Сообразим на троих. Художник В. Гоппе. Была подарена поэту Данилу Файзову на день рождения.

После закрытия в 2012 и 2013 годах легендарных клубов «Проект ОГИ» и «Билингва» культурный ландшафт Москвы изменился существенно и необратимо. Литературная Атлантида 1990–2000-х окончательно погрузилась в пучину истории. Что означает эта эпоха сегодня? Возможен ли о ней связный и внятный рассказ?
Создатели выставки решились на изначально рискованный эксперимент: воссоздать в музейной экспозиции контуры переходной эпохи — ушедшей за горизонт настоящего времени, но еще не ставшей историческим прошлым.

Флаг книжного магазина «Фаланстер». 2000-е Ткань, фабричная краска, печать на ткани

Название выставки отсылает к платоновским диалогам. Один из них содержит предание Крития о путешествии афинянина Солона в Египет. Местные жители поведали ему легенду об острове, некогда находившемся у выхода из Гибралтарского пролива и погрузившемся в морскую пучину. Как известно, в идеальном государстве Платона не нашлось места для поэтов. По Платону, искусство может быть оправдано только в одном случае: если оно способно объяснить жизнь, указать на ее скрытые и важные свойства. Поэтическое предание об Атлантиде в платоновском диалоге как раз помогает афинянам познать свое прошлое и настоящее. Воссоздание лиц и обстоятельств литературной эпохи двадцатилетней давности способно объяснить многое и важное людям 2010-х годов.
На выставке представлены фотографии, афиши, книги, периодические издания, персональные реликвии из частных коллекций и фондов Государственного литературного музея. Будут показаны видеозаписи поэтических вечеров, проходивших начиная с 1989 года в музее Вадима Сидура и на других известных площадках. Посетители смогут увидеть выступления Андрея Вознесенского, Всеволода Некрасова, Генриха Сапгира, Игоря Холина и многих других поэтов. Специально для выставки записаны интервью ключевых фигур культурного процесса 1990–2000-х: Андрея Бильжо, Дмитрия Борисова, Дмитрия Ицковича, Дмитрия Кузьмина, Николая Охотина, Ирины Паперной, Елены Пахомовой, Игоря Сида и др.
В рамках выставки проводится обширная программа, включающая в себя кураторские экскурсии, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, и, главное, поэтические чтения.

Выставка продлится до 11 сентября 2017 года.

Адрес: Дом И.С. Остроухова, Трубниковский пер., 17. Проезд до ст. метсро Арбатская, м. Смоленская, м. Баррикадная.
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 11:00 до 18:00 (касса до 17:30)
Четверг - с 14:00 до 20:00 (касса до 19:30)
Цена билета: 150 руб. Есть льготы. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГЛМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com