?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее Востока открылась выставка «Рулевые революции», приуроченная к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, которая имела большую историческую значимость не только для России, но и для всего мира.

Ли Шаоянь. Сигнальщик.
Китай. 1955 г. Бумага, ксилография цветная. Из коллекции ГМВ

Сегодня, когда от Октябрьской революции нас отделяет ровно 100 лет, выставка в Государственном музее Востока предлагает взглянуть на этот важнейший период мировой истории через призму искусства стран Востока. Советские Туркмения, Узбекистан, Азербайджан и Монголия, коммунистические Вьетнам и Китай – Революция 1917 года повлекла за собой не только изменение государственного строя в России, но и послужила импульсом преобразований во многих других странах. Художественные процессы шли в них с оглядкой на опыт Советского Союза.

Шэнь Жоуцзянь. Народно-освободительная армия на строительстве на реке Хуайхэ
Китай. 1955 г. Бумага, ксилография цветная. Из коллекции ГМВ.

В состав экспозиции вошли более 100 музейных предметов авторства советских, китайских, вьетнамских и монгольских художников. Их работы – вышивки, вырезки, плакаты, ковры, картины и вазы – служили прославлению нового общества. Коммунистические страны выпускали огромное количество материалов для пропаганды государственной политики. Результатом активного использования местных художественных традиций стало невероятное, уникальное смешение образов и стилей.

Янь Хань. На заводе - плавка стали.
Китай. 1951 г. Бумага, ксилография цветная.  Из коллекции ГМВ

Знакомство с выставкой начинается с раздела, посвященного культу личности. Портреты Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Хо Ши Мина, а также других политических и революционных деятелей, в разное время попавшие в фонды музея, демонстрируют образы, созданные художниками стран Востока под непосредственным влиянием советской практики. Лидеры коммунистических стран предстают в этих произведениях как доброжелательные отцы, мудрые государственные деятели, проницательные военачальники или великие учителя.

Ян Навэй. С радостной вестью.
Китай. 1959 г. Бумага, ксилография, ткань.  Из коллекции ГМВ

Второй раздел экспозиции рассказывает об искусстве агитационного плаката в республиках Советского Союза и КНР. В советских плакатах 20-х годов отразились самые разные влияния – от традиций передвижников, модерна и народного лубка до авангарда. В искусстве советских республик национальный колорит проявлялся в традиционной одежде и прочем местном антураже. Много плакатов посвящалось женской тематике – превращению забитой женщины Востока в свободную советскую труженицу. Скинув средневековые оковы в виде паранджи, женщина изображалась за штурвалом трактора или вместе с детьми шла в медицинское учреждение, отдавала детей в ясли и детский сад, учила их грамоте в новой школе. Вместе с тем, сильные и здоровые тела мужчин выступали как символ сильного и здорового рабочего класса.

У Фань. Кукушка кричит
Китай. 1956 г. Бумага, ксилография цветная. Из коллекции ГМВ

Грандиозные видения настоящего и будущего представлены в разделе, посвященном “новой” китайской гравюре. Домны и электрогенераторы, угольные фабрики, гидроэлектростанции и судостроительные верфи, строительство плотин и обуздание рек – гравюры демонстрируют образы, которые коммунистическая партия Китая поддерживала и развивала в общественном сознании на протяжении многих лет.

Лу Силинь. Рождение нового города
Китай. 1958 г. Бумага, ксилография цветная, ткань. Из коллекции ГМВ

Последний раздел выставки посвящен китайским фигурным вырезкам из бумаги, советским вышивкам и коврам. Изготовленные в традиционной манере, эти произведения тем наглядно отражали события нового времени. Так, в бордюре некоторых ковров советские художники изображали пограничников, пехоту в противогазах, пулеметчиков, а также танки, самолеты и парашюты. Тем временем, в советском Азербайджане ученицы художественных школ с наивным восторгом рисовали, вышивали и делали аппликации на темы «Школа», «Снятие паранджи», «Пионеры», «Колхоз», «Ленин и народы Востока». А в традиционных китайских вырезках на бумаге, история которых насчитывает более полутора тысяч лет, вместо традиционных божеств, мифологических фигур и благоприятных символов появились мотивы коммунистической пропаганды – вплоть до изображений башен московского Кремля. Эти и другие произведения отражают парадоксы усвоения народным сознанием разных стран новой идеологии, символики и атрибутики.

Ли Хуа. Помощь советских друзей в строительстве Шисаньлинского водохранилища.
Китай. 1958 г. Бумага, ксилография, ткань. Из коллекции ГМВ

Предметы, представленные на выставке, – свидетели надежд, трагедий и мифов, порожденных русской революцией и заимствованных другими государствами. Многие произведения будут показаны российской публике впервые за последние десятилетия.


Выставка продлится до 28 августа 2017 года.

Адрес: Никитский бульвар, д.12А. Проезд до ст. м. Арбатская или м. Пушкинская.
Часы работы: вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30.
Среда, четверг с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Понедельник – выходной день.
Цена билета: для взрослых - 300 руб. Есть льготы. Подробнее тут.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Recent Posts from This Journal

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com