?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы продолжаем рассказ об уникальной выставке в Государственном Историческом музее "За други своя". В экспозиции представлены оружие и униформа, награды знаменитых и безвестных героев, полковые знамена, наградные серебряные трубы, документы, карты, книги, трофеи, картины знаменитых художников, нательные крестики и иконки, найденные на полях сражений, а также мемориальные предметы.
Портрет императора Александра II в мундире лейб-гвардии Преображенского полка. Художник И.А. Тюрин.
Вторая половина 1860-х гг. Холст, масло. ГИМ.

21 мая 1877 г. из Царского села отправился поезд, в котором на Дунайский театр войны направлялся российский император Александр II. Вместе с ним ехали его сыновья, в том числе наследник цесаревич Александр Александрович.
Мундир офицера лейб-гвардии Конно-гренадерского полка с погонами генерал-фельдмаршала. Принадлежал императору Александру II.
Россия вторая половина 1870-х – 1881 г. Сукно, золотные и серебряные пряденые нити, золотный галун, золотная тесьма, металл, шелковая ткань, кашемир; ткачество, шитье «по карте».

Главнокомандующий Дунайской армии, брат царя, великий князь Николай Николаевич Старший был против присутствия на фронте членов императорской семьи. В письме к Александру II он просил «чтобы никто из великих князей не получил назначения в армию, как лица безответственные и не привыкшие всей обстановкой жизни к строгой дисциплине».
Фрагмент.Мундир офицера лейб-гвардии Конно-гренадерского полка с погонами генерал-фельдмаршала. Принадлежал императору Александру II.
Россия вторая половина 1870-х – 1881 г. Сукно, золотные и серебряные пряденые нити, золотный галун, золотная тесьма, металл, шелковая ткань, кашемир; ткачество, шитье «по карте».

Император возражал брату, говоря, что ввиду «особого религиозно-народного» характера предстоящей войны отсутствие в армии всех великих князей может быть понято как уклонение их от исполнения патриотического и военного долга». «Во всяком случае, - писал Александр II, - Саша, как будущий император, не может не участвовать в походе, и я хоть этим путем надеюсь сделать из него человека».
Портрет цесаревича Александра Александровича. Художник И.А. Тюрин. 1865 г. Холст, масло. ГИМ.

Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, в 1877 – 1878 гг. – командующий Рущукским отрядом, действовавшим на востоке Болгарии против турецких крепостей Силистрия – Рущук – Шумла – Варна.
Мундир генерал-адъютанта цесаревича Александра Александровича. Россия. 1880 – 1881 гг.
Сукно, стамед, шелковая ткань, цветные шелковые нити, золотные и серебряные нити, золотный и серебряный галун,
золотный филигранный шнур, х/б шнурок, серебряные блестки, латунь; шитье «по карте».

В следствии такой позиции российского монарха в армии оказались не только его братья – великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, занимавший должность главнокомандующего на Кавказе, но и все сыновья императора, включая 20-летнего Сергея Алексндровича и 17-летнего Павла Александровича. Старшие – Александр, Владимир и Алексей, несмотря на молодость, получили ответственные назначения. Алексей Александрович был назанчен главным начальником собранных на Дунае морских частей, наледник-цесаревич командовал Восточным отрядом, во главе 12-го корпуса, входившего в этот отряд, находился младший брат цесаревича великий князь Владимир Александрович.
Фрагмент. Сабля пехотная офицерская образца 1865 г. Золотое оружие «За храбрость». Принадлежала Александру II.
Санкт-Петербург, Фирма «Шаф и сыновья». Последняя треть XIX в.

Эта сабля была приподнесена императору Александру II после падения Плевны 10 декабря 1877.  Была при императоре в день его гибели 1 марта 1881 г.
Фрагмент. Сабля пехотная офицерская образца 1865 г. Золотое оружие «За храбрость». Принадлежала Александру II.
Санкт-Петербург, Фирма «Шаф и сыновья». Последняя треть XIX в.

На рукояти сабли видны следы от мелких осколков бомбы, брошенной членами организации «Народная воля».
Фрагмент. Сабля пехотная офицерская образца 1865 г. Золотое оружие «За храбрость». Принадлежала Александру II.
Санкт-Петербург, Фирма «Шаф и сыновья». Последняя треть XIX в.

Рукшукский отряд, которым командовал наследник, действовал на востоке Болгарии против четырехуголника турецких крепостей. Пять месяцев отряд находился в положении обороны, не раз испытывал сильный натиск турецких войск, значительно превосходивших его в силах, однако роль заслона выполнил достойно. Сам же наследник, по отзывам одного из участников войны, автора известных мемуаров генерала Н.Е. Епанчина, «был вне упреков …и добросовестно исполнял свои нелегкие обязанности; в этот период проявились особенные черты его характера – спокойствие, медлительная вдумчивость, твердость воли и отсутвие интриг».
Венгерка генералькая лейб-гвардии Гусарского полка. Россия. 1877 – 1881 гг.
Сукно, золотные нити, латунь, галун, шелк, кашемир; ткачество.

С 6 по 16 октября 1877 г. лейб-гусары несли строжевую службу на реке Вид (под Плевной) и участвовали в сражении под Телишем, при переходе Балкан и 3-х дневном сражении под Филиппополем. За боевые отличия под Телишем полку были пожалованы знаки на головне уборы с надписью «За Телиш 12 октября 1877 г».
Фрагмент. Дело при селении Телише в 1877 году. Художник В.В. Мазуровский. 1888 г. Холст, масло. ГРМ.

«Дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то», - считал знаменитый художник-баталист В.В. Верещагин.
Фрагмент. Дело при селении Телише в 1877 году. Художник В.В. Мазуровский. 1888 г. Холст, масло. ГРМ.

В июне 1877 г. Верещагин попросился в качестве добровольца на борт миноносного катера «Шутка», действовавшего на Дунае. Во время знаменитой атаки миноноски на турецкий монитор, когда по словам ее командира, лейтенанта Н.И. Скрыдлова, «смерть ринулась на нас и, как говорится, пригоршнями кидала в нас огненным свинцом», Верещагин «вел себя прямо как полубог. Он стоял, сражался и хладнокровно зарисовывал альбом». Во время атаки «Шутки» художник получил серьезное ранение, долго лечился в госпитале, после выписки был на Шипке, под Плевной, участвовал в переходе через Балканы в отряде М.Д. Скобелева.
В.В. Верещагин. Автор И.Я. Гинцбург. Россия. 1893 г. Бронза; литье. ГИМ.

Известный корреспондент В.И. Немирович-Данченко, также бывший в отряде Скобелева, писал о Верещагине: «Здесь ему часто приходилось смотреть в лицо смерти, причем не знаешь, чего у него больше – таланта или мужества… В самом сильном огне он спокойно и также обстоятельно садится на свой складной табурет и набрасывает эскизы, как бы он это делал у себя в кабинете».
Бой при Ташкисене 19 декабря 1877 года. Художник П.А. Суходольский. 1887 г. Холст, масло. ГИМ. Эскиз для картины, принадлежавшей императору Александру II, «Бой при деревне Ташкисен и артиллерийский бой против Араб-Конака и Шандорника 19 декабря 1877 г».

В ходе зимнего перехода через Балканы Западного отряда генерала И.В. Гурко 19 декабря 1877 г. в сражении у Ташкисена русская гвардия сбила сильный турецкий заслон на пути к Софии. Бой велся в трудной горной местности по колено в снегу, в сумерках короткого зимнего дня. Впоследствии участники этого сражения солдаты и офицеры лейб-гвардии Преображенского и Волынского полков получили наградные знаки на шапки «За Ташкисен».
Фрагмент. Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года.
Художник Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. 1885 г. Холст, масло. ГРМ
.

После окончания войны император Александр II принял решение пополнить военную галерею Зимнего дворца картинами на военные сюжеты 1877-1878 гг. Масштабная работа по увековечиванию памяти русско-турецкой войны продолжалась и при Александре III. Были привлечены не только те художники, которые прошли через войну, но и живописцы, не участвовавшие в военных действиях – А.Д. Кившенко, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, Н.Е. Сверчков, П.А. Суходольский и многие другие.

На выставке гости музея смогут увидеть работы этих художников, а также огромное количество предметов связанных с людьми и событиями той эпохи. Не упустите такую великолепную возможность. Приходите на выставку!

А первую часть рассказа о неё вы можете прочитать тут.


Выставка продлится до 04 сентября 2017 года.

Адрес: Площадь революции, д. 2/3. Выставочный комплекс Исторического музея (здание музея Отечественной войны 1812 г).
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com